Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

САД, приносящий гармонию (часть первая)

- "Надо возделывать свой сад". (Вольтер)

Сад символизирует душу и облик сада многое говорит об отношении его создателя – садовника – к своей внутренней психе. Не зря на полотнах многих художников и в разных текстах самый первый сад - первозданный идеал садовой деятельности и мечта любого садовника - изображается и описывается пышно цветущим, обильно благоухающим, располагающим к приятному созерцанию и времяпрепровождению, дарящим покой и гармонию, богатым плодами, приносящими отменное здоровье и долголетие. В этой статье не будем вдаваться в обсуждение причин, по которым человека выгнали с ухоженного участка земли - райского островка вне зависимости от времен года, неблагоприятных погодных условий и изменений – на бескрайние просторы дикой и необузданной природы c жизнелюбивой и жизнестойкой конкуренцией. Наверное, для получения более полных знаний о своей душе, для стремления к ее цельности и самобытности проявления. Главное, что человек продолжает нести в своей психике отпечаток утраченного эдема – творения, достойного своего создателя.
пышное июньское цветение

История развития сада на примере европейской садовой культуры

Вид сада эволюционирует совместно с человечеством. На протяжении развития человечества менялись представления людей о самих себе и об окружающей среде. В зависимости от мировоззрений менялся и идеал сада, как пристанища для души и обители вечной жизни.

История и происхождение сада уходят корнями в такие далекие времена, когда человек считал себя неотъемлемой частью природы и жил по ее законам. В те времена садом для людей была любая неограниченная местность, где они могли безопасно прокормить себя. Первобытным людям, чтобы выжить, приходилось быть очень наблюдательными по отношению к окружающей их природе. Как узнать, что съедобно и полезно? Попробовать, увидеть результат и поведать о нем. Таким образом, на протяжении веков сначала в устной форме передавались мифы о подвигах первых отважных исследователей дикого сада, а с изобретением письменности самоотверженным трудом добытые знания стали фиксировать в нужной для управления соплеменниками и контроля над ними письменной форме. Древние люди во всем, что их окружало, видели священное присутствие своих богов - мифических персонажей, от воли которых зависело благополучие их жизней.
Сад, в котором поселился гном
Древние собирательницы прекрасно знали особенности роста дикорастущих злаков. Они первые заметили, что прополотые растения лучше растут и что зерна можно высевать самим, а не ждать, когда их разнесет ветер и птицы. Некоторые растения так "привязались" к человеку, что разучились расти без его помощи. Теперь мы отдельные виды таких растений называем культурными и размножаем их сами, а все остальные либо дикими, либо сорняками, хотя они тоже продолжают оставаться полезными для нас. К примеру, не любимые многими садоводами пырей или одуванчик. По способу распространения в саду сегодня существуют культурные, наполовину культурные, наполовину дикие виды и дикие виды растений или полностью управляемые человеком, наполовину управляемые и неуправляемые человеком.

Переход к оседлому земледелию от собирательства и кочевого образа жизни стал самой первой революцией, повлиявшей на дальнейшее развитие всего, в т.ч. сада. Этот революционный переворот не исчерпывался только переходом к земледелию: люди приручили и некоторые виды диких животных. Изменился образ жизни, поменялся ритм, и, конечно мифы, которые сопровождали людей на протяжении всей жизни. Мифы "нового" древнего времени по-разному рассказывали о том, как растения попали к человеку. В некоторых мифах говорится о том, что семена на посев были выкрадены вопреки воле божества. Иногда божество само обрекало себя на гибель, чтобы дать жизнь растению. В других мифах растения, которые выращивал человек, имели такую же, как у человека душу. Во всяком случае, они описываются как близкие родственники и ведут себя, как люди: грустят, требуют внимания и бережного отношения, радуются. Во многих мифах существование убитого божества продолжается в растениях или животных. Таким образом, питаясь растениями и животными, выросшими из тела божества, люди, по существу, питались самим этим божеством. Теперь понимаешь, какого упадка может достигнуть душа, когда в наше время мы равнодушно и торопливо проезжаем мимо попавших под автомобильные колеса собак или кошек, продолжающих гнить на дорогах для повторного переезда.

Почти у каждого народа древности тема рая, идеального совершенного закрытого сада, где царит вечная жизнь, духовная благодать, гармония и полное согласие между всеми его обитателями, является центральной в их преданиях и легендах. Это блаженное место, созданное богами, представляет собой иногда сад, огражденный стеной, иногда - отдельный остров среди моря. Упоминание о священной земле, сакральном центре с древом жизни и знания, бессмертия и смерти, откуда берет свое начало божественный миропорядок, можно найти в шумерских, кельтских, древнеегипетских, древнескандинавских, индоиранских, еврейских, многих восточных преданиях. Древние люди верили, что в такой сад можно попасть только избранным в результате длительного путешествия.

С дальнейшим развитием искусств и ремесел, с зарождением первых философских школ, пытавшихся решать вопросы о природе души и материи, с появлением точных наук, стали появляться рукотворные сады. Они разделялись на светские сады при частных домах и сады при храмах. В храмовых садах или в священных рощах проводились разные ритуалы и обряды, посвященные культу того или иного бога. Впервые сад становится творением рук человека, приглашающего божественное начало поселиться в рукотворном эдеме. Одно из семи чудес Древнего мира – вавилонские "висячие сады", сооруженные для полу-мифической, ассирийской царицы Семирамиды, - представляли собой террасы, расположенные ярусами. Каждая следующая терраса была несколько меньше предыдущей, так что вся постройка имела вид пирамиды. Несмотря на то, что до нас дошло лишь описание рукотворных садов Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, они оказали существенное влияние на развитие западного садового искусства.

C распространением на Западе христианства сады при языческих храмах заменили на монастырские сады, которые выполняли в Средневековье много полезных функций. Во-первых, в них разводили огороды, чтобы обеспечить питанием отдельно стоящие монастыри, а во-вторых выращивали разные целебные травы и лекарственные растения, с помощью которых пытались лечить разные заболевания, в том числе и ужасные эпидемии. Средневековые монастырские сады отличались своим простым, невычурным, сдержанным, лаконичным и функциональным ландшафтным дизайном. Прежде всего, это было связано с тем, что средневековое христианство навязывало людям аскетический, смиренный образ жизни в ущерб телесным радостям. Постепенно изысканная роскошь и чувственное великолепие античных садов сошла на нет. Самые древние монастырские сады на Руси, единственные, которые сохранились до настоящего времени в России – это сады при монастырях Валаама на Ладожском озере.

Огромное значение для садового искусства приобрела эпоха Возрождения. Именно тогда, после долгого мрачного готического периода возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, творчеству и радостям жизни. Это был период новых открытий, создания новых светских центров науки и искусства вне контроля церкви. Развитие знаний в эпоху Ренессанса, географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления людей о мире и месте человека в нем. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетических отношений, что отразилось на садах элегантностью, замысловатостью дизайна, органичной близостью к природе. Сады стали возделываться при учебных заведениях. Появились сады любви, где предавались чувственным наслаждениям в виде музицирования, пения, танцев, чтения книг, сочинения и декламирования стихов. Описание позднесредневекового сада можно найти в Третьем дне "Декамерона" Боккаччо.
голубки
Садоводы во все времена заботились о разведении редких сортов цветов, кустарников, деревьев. Устроитель европейского сада любого стиля всегда был озабочен, прежде всего, разнообразием, подчеркивающим изобилие и богатство форм во вселенной, но именно в эпоху Барроко увлечение многими видами экзотических растений, привезенных из путешествий по разным странам, приобрело характер почти что мании. Во времена барроко, или в эпоху Просвещения, считалось, что многообразие восприятия повышает уровень сознания. Именно тогда стали впервые говорить о сознании, как о способности человека думать и чувствовать. Изменилось мировоззрение, научная картина мира начала теснить религиозную картину мира. Стиль барроко отвергал естественность, которая отождествлялась с дикостью и невежеством. В Европе при замках и дворцах стали создаваться грандиозные по масштабам и искусственно созданным формам регулярные сады. Эти сады провозглашали рационализм и геометрический порядок, стрижка деревьев и кустов символизировала победу над дикой природой.
Сад, элементы регулярности
В итоге так и непокоренная естественная природа утвердила себя в новой эпохе Романтизма, пришедшей на смену эпохе Просвещения. Эпоха Романтизма совпала с бурным развитием промышленности. Великие путешествия позволили европейцам соприкоснуться с культурой Восточных стран. Знакомство с китайскими пейзажными парками оказало большое влияние на формирование европейского пейзажного стиля. В Англии стали появляться пейзажные сады, подчеркивающие слияние с окружающей природой. Для пейзажных садов были характерны плавность линий рельефа, отсутствие парадности, преобладание идей сентиментализма, естественность пейзажей, отсутствие четких границ между садом и окружающей средой. Впервые за долгий период развития западного садового искусства европейцы попытались объединить рукотворные садовые формы, подчиняющиеся определенным правилам их создания, и иррациональные формы дикой природы в единый садовый ансамбль.
единый садовый ансамбль
Рукотворный сад "вышел" за пределы огороженной территории, и окружающая природа стала одной из его эксплуатируемых частей. Такое внезапное открытие границ позволило сознанию "выпорхнуть" и "ускакать" на вольные просторы свободно парящего духа в поисках индивидуального стиля. Бурное развитие промышленности, рационализация, освоение городов и быстрый экономический рост, предъявляющие к обществу требования предсказуемости, управляемости и разумности поведения, только подстегивали свободный дух создавать альтернативные техническому прогрессу иррациональные течения. За романтизмом последовал неоромантизм, на смену которому пришли модернизм, авангардизм и постмодернизм. Это не могло не отразиться на европейских садах в виде смешения стилей, эклектики*. Появились промышленные сады со всеми вытекающими последствиями применения в них химикатов и генномодифицированных семян. В эпоху модерна мы так далеко ушли от своих традиционных стабильных корней и погрузились в хаотическое восприятие быстротечно меняющихся стилей, что нынешнее создание современного сада предъявляет к его каждому устроителю расширенные требования: высокой приспосабливаемости к изменениям окружающей среды; одновременно с этим почтение и внимание к собственным корням, глубоко укоренившимся за миллионы лет в виде наших предков, образа их жизней, их мифов, их верований, их культуры; создание собственного уникального стиля. Т.е. вновь обретение ранее утраченного райского сада-острова в своей психике – индивидуального устойчивого внутреннего центра посреди внешних колеблющихся волн.
На примере истории развития европейского садового искусства мы видим, насколько сильно условия жизни, различные верования и обычаи влияют на облик сада. Каждая мировая культура привносила в общую садовую жизнь что-то новое и свое, какие-то свои достижения. Так, например, ацтеки научились создавать рукотворные плавучие сады в заболоченных местах и разводили в них огороды, англичане, вдохновленные опытом китайских садоводов, создали первый миксбордер – цветник неправильной формы, составленный из большого количества разнообразных растений, японцы придали саду оттенок театральности и внесли в него элементы миниатюризации, голландцы подарили миру идею малого сада с включением в него регулярных форм в виде топиарных зеленых фигурок. Ценный опыт многих древних цивилизаций, к великому сожалению, по разным причинам не сохранился. Но нам предстоит еще его открыть. И это будет неоценимым дополнением к уже изведанному и, хочется надеяться, непотерянному.

На ограниченном пространстве садоводы создавали модели мира, характерные для той или иной культуры. В Индии сады были круглой формы, символизируя мандалу. В исламских садах пространство сада разбивалось на четыре части, символизируя райский сад, из которого вытекают 4 священные реки и делят его на четыре части. Сегодня благодаря свободе перемещения садоводы имеют возможность обмена опытом в садовом искусстве, происходит взаимопроникновение идей разных культур. И это прекрасно, как сад! Для начинающего садовода очень сложно выбрать свой неповторимый стиль, но надо же с чего-то начинать. Для начала ознакомиться с разными стилями. Это можно сделать по разным книгам, например "Ландшафтный дизайн" автор Наталья Доронина, или путешествуя по разным подсадам одного мирового сада, в т.ч. и там, где рука человека еще не приложилась.

* ЭКЛЕКТИКА – по сути, что такое эклектика? Это способность к выбору среди множества разнообразных вариантов лучших решений с целью их гармоничного соединения в поисках индивидуального стиля.

продолжение

Оставить отзыв

Теги для выделения текста: [b]Жирный[/b], [i]Наклонный[/i], [u]Подчеркнутый[/u]

Имя *:
Почта *:
Сайт:
Комментарий *:
Cообщения содержащие ссылки блокируются.
Последние комментарии
Путешествие на Валаам в ноябрьские праздники (часть первая)Роман, "далёкий" 2010-й )))
Путешествие на Валаам в ноябрьские праздники (часть первая)Интересно очень! А, какой год был? Надо указывать.
О культе или о бунте письменного слова?Многие годы спустя приходят с опытом. На стихотворение Маяковского "Надоело",...
Письмо обыкновенной немолодой женщины к женщине с комплексом СверхбабаЗамечательная статья, браво!
Миф о мозге Эйнштейна от Ролана Бартаэмигрировал, и он эмигрировал, сплетничают, что в Швецию
Rambler's Top100
RSS новости Bumerango.ru