Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

САД, приносящий гармонию (часть вторая)

начало

Во второй части хотелось бы рассказать о Китайском саде и Русском саде. Это два особых вида сада, которые выделяются на фоне остальных садов. Китайский сад – это самодостаточная гибкая система, выверенная столетиями и продолжающая интенсивно развиваться. Русский сад – непокоренная данность, непостижимая головоломка и неразгаданный феномен. Оба сада очаровывают присутствием в их пространстве эмоциональной составляющей, подобно прозрачной вуали, утонченно намекающей посетителю на невидимое тайное творческое начало, порождающее великое многообразие.

Китайский сад

"Благодаря саду можно превратить город в горный лес". (Ли Юй, создатель Сада с Горчичное зерно)

В первой части говорилось, что принципы организации садового пространства напрямую складываются из космологических представлений его устроителей. Если западные культуры склонялись к такому представлению, что из хаоса (неупорядоченного состояния) возникает космос (упорядоченное состояние), то в даосизме, на основе которого сформировались все остальные философские течения Китая, безымянное рождает единицу, из одного родится два, из двух родится три. Три – колыбель тысячи тысяч. Из тысячи тысяч в каждом борются противоположности, и пульсирует энергия. Изначально, картина мира в Китае выстраивалась по принципу единства духовного и телесного (материального), единства человека и природы и глубокой взаимосвязи всех вещей. В представлении китайцев природа – вечно становящаяся, изменчивая сущность, а человек, будучи природным существом, должен осознать себя именно в этом качестве. "В китайском саде нет ничего регулярного и заданного, он развенчивает все условности и умозрения и потому не может быть сведен к некой форме или схеме... Однако нет ничего последовательнее непоследовательности. За видимой хаотичностью, рождающей недоумение и восторг, скрывается не менее изумительная цельность. Это хаос, который взывает к предельному единству бытия, Китайский сад отличается поразительной стилистической убедительностью именно как целостное явление, взятое в единстве всех аспектов – утилитарных и эстетических".(1)
Затрагивая тему китайского сада, неизбежно сталкиваемся с таким специфическим явлением китайской культуры, как фэн-шуй. Это учение правильного использования энергии, излучаемой всеми формами земной поверхности и не только земной, и влияющей на жизнедеятельность человека. Поэтому основой в фэн-шуй являлось понятие о триединстве: Земля – Человек – Небо, где статус человека приравнивался к статусу неба и земли, что обязывало его к завершению всех созданных небом и землей образов. "Предполагалось, что доводя до совершенства небесные и земные образы, человек совершенствовал самого себя, выражая тем самым свою внутреннюю природу".(2) Поскольку мир виделся как единый живой организм, освоение принципов управления энергетическими особенностями садового пространства давало возможность воздействия на события отдельной человеческой жизни или общества в целом. Кстати, этот принцип нашел свое отражение и в европейских садах с тем лишь отличием, что сады Европы выражали взгляды и идеи правящей элиты, которые, иногда, вступали в противоречие и противостояние между собой. Для китайских садов новые идеи гармонично встраивались в систему старых, тем самым веками совершенствовалось и оттачивалось садовое искусство. Неудивительно, что европейцы, впервые посетившие сады Китая, остались в восхищении от них и многое из опыта китайских садовников постарались перенести в свои сады. Но и Китай не остался в стороне от европейского влияния.
"С исторической точки зрения, классический сад Китая, подобно изобразительному искусству, явился плодом трансформации древней космологической символики. В результате этой трансформации представления о парке, как прообразе рая, или шире, райской полноты бытия, райского изобилия лишилось прежней мифологической значимости и получило воплощение чисто художественное. Сад в китайской традиции со временем освободился от необходимости буквальной иллюстрации религиозного идеала, и устроение его стало всецело делом свободного обдумывания (неизбежно предполагавшего начитанность), вкуса, воображения и мастерства – одним словом, полноценным искусством. Появилась возможность воплотить эстетическую идею сада даже на крохотном участке земли и с минимальными затратами, что сделало сад общедоступной частью бытия и еще более укрепило связи садового искусства с жизненным укладом китайцев".(1)

(1) Малявин В.В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени.
(2) Новикова Е.В. Человек и Природа в духовной культуре Востока.

Русский сад

  • "Сады моей души всегда узорны,
  • В них ветры так свежи и тиховейны,
  • В них золотой песок и мрамор черный,
  • Глубокие прозрачные бассейны
  • Растенья в них, как сны, необычайны,
  • Как воды утром, розовеют птицы,
  • И - кто поймет намек старинной тайны? -
  • В них девушка в венке великой жрицы".
(Н.Гумилев. Сады души)
природный узор
Русский сад, выражаясь метафорически, сплошное непаханое поле. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!". Уж не знаю, о каком запахе говорил классик, хочется верить, что о благоухании, но русский дух – это бескрайняя свобода, великодушие с налетом лени и благородная самовлюбленность. Вся философия русского человека во все времена сводилась к гонке за кем-то или за чем-то или к убеганию от кого-то или от чего-то. Пережиток татаро-монгольского ига до сих пор не позволяет сознанию русского человека, наконец, остановиться, посмотреть на себя самого, изнутри, и начать взрослеть, т.е. усвоить прошлые уроки и вынести из них пользу, примириться со своим богатейшим наследием и начать строить развитое будущее. Соединить бы всю неисчерпаемую мудрость русской души с делом – был бы толк.

В русских садах во все времена царила гармония с окружающей природой. "Причем представление о красоте сада было неотделимо от его полезности. Такой сад непременно включал и доходное хозяйство с пасекой, скотным двором, конюшней и птичником, каскадами прудов с рыбными садками, огородами с овощами, теплицами и плодовыми посадками. Красота и польза соединялись в поэтический образ сада, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга". – пишет Наталья Доронина в своей книге "Ландшафтный дизайн". Кроме этого, для России всегда было очень романтичным содержать сад немного в "запущенном" состоянии. Дремучие сады с заросшими тропинками будоражили воображение сказочным присутствием леших, слегка заросшие пруды служили напоминанием о водяных, а изредка кошеные луга заявляли о свободе духа. Считалось, что на неподстриженном газоне в тени высоких лип и дубов человек чувствовал себя свободнее и естественнее.
в усадьбе Болотова А.Т.
С другой стороны, русское садовое искусство интенсивно перенимало опыт европейских садов. Сады Петергофа, например, своей регулярностью и ухоженностью вовсе не напоминали о дремучести. В наше время в России многие садоводы стали воспроизводить у себя в садах элементы восточных садовых стилей, а некоторые умудрились привнести в свой сад акценты экзотики жарких южноамериканского и африканского континентов. Русский сад, переживая, сегодня, новый всплеск активности, впитывает в себя все направления и находится на пути создания своего неповторимого стиля. Главное, чтобы это развитие не остановилось на полпути. Говоря словами Бодлера, "и грабли надо брать, копаться в грядках новых...", пока все наши неосвоенные или заброшенные грядки не перекопали за нас неприхотливые, трудолюбивые китайцы и не вытравили чересчур "страдальную" русскую душу химией, которую они в огромных количествах применяют на российских земельных участках, сданных им в аренду.

Сад и психология

Человек неотделим от природы и обладает активностью, направленной на преобразование природной среды с целью обеспечения оптимальных условий жизни и деятельности. Деятельность человека формируется и развивается в зависимости от формирования и развития человеческого сознания. Как будет выглядеть сад, определяется уровнем сознания его устроителя. Получается, что САД – это сознательная активная деятельность. С другой стороны, природа, служащая первоосновой и базовым материалом для любого сада, является бессознательной частью сада и корректирует любую сознательную активную деятельность. Например, вас раздражают сорняки, придающие неопрятный вид любому ухоженному рукотворному цветнику и отбирающие питание у культурных видов. Вы хотите вычистить цветник и полностью удалить из него сорняки. Это можно сделать разными способами. Первый способ: перекопать участок, удаляя с корнями все надоедливые сорняки. Но земля, как истинная женщина, застенчиво скрывающая свой нагой вид, не любит оставаться неприкрытой. Поэтому на том же самом месте, если его не засадить культурными растениями, вырастут снова сорняки. Чем чаще вы перекапываете, тем легче им будет прорасти. Если ваше сознание не отличается терпением и трудолюбием, то таким способом можно заработать неврозы и любой сад превратится в тягостную и не радующую душу обязанность. Второй способ еще хуже: либо все заасфальтировать (прикрыть землю), тогда прощайте любимые цветы, либо вытравить сорняки химией, но уходящий отравленными корнями в землю сорняк причинит вред земле и корням растущих по соседству декоративных, культурных растений. Без любимых цветов вы убежите в ближайший заросший лес для собирательства грибов и ягод. Третий способ: признать сорняки полезными и направить по максимуму всю их полезность в нужное русло. Своими корнями они рыхлят почву и доставляют кислород культурным растениям, являются ценным органическим удобрением, обладают лечебными свойствами и некоторые из них можно употреблять в пищу. Если постоянно срезать до цветения надземные части сорняков и с благодарностью к природе мульчировать ими неприкрытые участки земли возле культурных, сознательно насаженных растений, то цветы будут лучше расти, быстрее разрастутся, постепенно вытесняя сорняки. Цветник примет ухоженный "райский" вид. Такие познания помогают понять, что САД – это не только сознательная, но и совместная активная деятельность. Сад – это центральное место сознательного в потоке бессознательного и тайна жизненности любого сада заключается в том, что невозможно ни стереть границу между тем или другим, ни отделить одно от другого. В саду, как и в нашей психике, происходит взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними. Сознание задает деятельность садовника, а бессознательное компенсирует эту деятельность. Получается, что рай – это просто гармоничное сотрудничество. Такой сад удовлетворяет многие потребности человека: духовные, творческие, научные, познавательные, эстетические, социальные, биологические и материальные. Это и мотив, и цель.
сад на грани запущения
сад, над которым работают

Личный опыт

на берегу Финского залива 2000 г.
К саду меня подвело увлечение живописью и фотографией. Мне казалось, что картина выражает только субъективное переживание отдельно взятого момента, а фотография и вовсе, в моем понимании, фиксирует момент, да и только. Я была разочарована тем, что, когда рисуешь или фотографируешь, многое упускаешь из виду. Природное творение оставалось по-прежнему недоступным для передачи всей полноты его совершенства на рисунках или фотографиях. В них не хватало динамичности. Войти в картину мне помог сад. В нем я сполна испытала чувство ритма: весна (все кругом оживает), лето (все кругом наслаждается жизнью, цветет и поет), осень (все кругом готовится к покою), зима (все кругом спит)... снова весна. Каждый цветок распускается только в определенное для него время, каждое растение имеет свой цикл развития, и, самое главное, что можно создавать картины в картине, которые постоянно меняются. Ты никогда не предугадаешь, каким встретит тебя сад следующей весной. Многие растения могут не пережить сильных морозов и погибнуть, что, например, случилось этой зимой с некоторыми моими розами. Но в то же время сад дарит прекрасную возможность для восстановления потерь, на место погибших роз я посадила можжевельники, и новая весна встретит меня новой картиной. Теперь я рисую картины совместно с природой, которая подкидывает мне отличные экземпляры, например в виде проросших из косточек вишен, в самых неожиданных уголках сада. И я уже сознательно решаю, оставить ли мне их на том же самом месте, пересадить в другое место или вовсе скосить. В сад прилетают птицы, вьют гнезда, выводят потомство. Луна сменяет Солнце и обратно. Разве такое интенсивное движение жизни возможно передать одному художнику в одной картине?

Выбор пути

Сад является местом, из которого происходит жизнь, из которого разворачивается пространство и время. Долгая дорога из дремучего леса через священные рощи приводит нас в доступный каждому сад, где встречаются природные и культурные начала. И какой бы выбор мы не сделали, точнее слов мастера не скажешь: "Рай безыскусен. Его не может вместить ни один произвольно выделенный образ бытия. Он не может не быть "потерянным". Один из главных уроков, который мы извлекаем из размышления над традицией, состоит в том, что райский сад не может не исчезнуть. Но это означает лишь, что он бесконечно превосходит свой узнаваемый образ и, уходя, снова возвращается в мир радужными переливами бесконечно тонкого разнообразия бытия, игрой светлых теней "подлинного Сердца".(1)

Оставить отзыв

Теги для выделения текста: [b]Жирный[/b], [i]Наклонный[/i], [u]Подчеркнутый[/u]

Имя *:
Почта *:
Сайт:
Комментарий *:
Cообщения содержащие ссылки блокируются.
Последние комментарии
О культе или о бунте письменного слова?Многие годы спустя приходят с опытом. На стихотворение Маяковского "Надоело", написанное в 1916, для истории мой ответ Маяковскому, написанный в 2016...
Письмо обыкновенной немолодой женщины к женщине с комплексом СверхбабаЗамечательная статья, браво!
Миф о мозге Эйнштейна от Ролана Бартаэмигрировал, и он эмигрировал, сплетничают, что в Швецию
Джан-КутаранСветлана, спасибо за уточнение
Джан-КутаранДжан Кутаран не находится на мысе Киик Атлама,он располагается на хребте Биюк-Янышар.
Rambler's Top100
RSS новости Bumerango.ru