Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Анализ мифа о Медузе Горгоне

Когда женщина одета в доспехи Афины "с головой Медузы на щите", она неуязвима. (Джин Шинода Болен)
Дорогу осилит идущий.

Миф о Медузе Горгоне занимает умы и будоражит воображение уже не одно доброе тысячелетие. По сей день он притягивает и обращает внимание когорты творческих людей из легионов простых смертных. Этот миф настолько символически богатый, насыщенный образами, аллегориями, метафорами и метонимиями, затрагивающий ситуационно и эпизодически достаточное количество по-разному действующих в нем лиц, что не попасть под его влияние читателю стоит долгих трудов, а также психологического и духовного напряжения. Поначалу и мне казалось, что ужасная история о пострадавшей жесточайшим образом девушке, превращенной в чудовище, своим взглядом обращающее все живое в камень, и, в конце концов, убитой путем отсечения головы – это яркий художественный вымысел о превратностях судьбы беззащитной девушки в грубом житейском мире. Но что действительно в этом мифе значит быть девушкой и быть не просто изнасилованной, а изнасилованной богом? Существует ли интерпретация мифа, единственная в своей истинности? Специфический способ изложения древнего сказания превосходен тем, что миф, проникая в читателя, наделяет его самого неоднозначностью, многополярной составностью, заведомой противоречивостью, умышленной двусмысленностью, как бы намекая о целостном и творческом подходе, об открытии некоей тайной ясности в себе самом. Сознание, как фабрика мыслей, и процессы, протекающие в нем часто похожи на процессы, происходящие на любом конвейерном производстве, например, по пошиву одежды для современного потребителя. Это целая взаимосвязанная система. Есть отдел, где разрабатываются и выполняются эскизы – возникают сновидения, фантазии и грезы, есть отдел, где пришиваются бирки и штампуются наклейки – множатся паттерны, ... И так все по порядку.

Мое первое соприкосновение с Медузой Горгоной состоялось в музее. Древние греки считали, что изображение головы убитой Медузы Горгоны защищает от сглаза недоброжелателей, и повсеместно украшали им разные предметы и здания. Эта маска-талисман носила название "горгонейон", что буквально означало "принадлежащее горгоне". Изучая старинные барельефы, я задавалась вопросом, как эта темная голова может кого-то защитить? Примитивная, элементарная магия во все времена предполагала использование всего непонятного, пугающего и вызывающего ужас в качестве амулета для манипулирования сознанием с высоким уровнем первобытной составляющей. Конечно, такое вряд ли защитит, но отпугнуть и вызвать неприязнь сможет. Дальнейшее сближение сдвинуло проблему синтеза, как говорится, с мертвой точки. По одной из версий, Медуза была жрицей, служившей в храме Афины. По другой версии, девушка, преследуемая богом морей Посейдоном, в поисках защиты и укрытия от насилия, вбежала в храм. В любом случае она нарушила границу. В первом – вышла недозволенно из храма, во втором – недозволенно перевернула представление о храмовом установившемся порядке. Поэтому имя Медуза переводится с древнегреческого языка, как "стражник, защитница, повелительница". Далее, кто-нибудь когда-нибудь, увидев море, оставался после этого равнодушным? Если волны не навевают стих, а глубины не зовут построить корабли, это вовсе не говорит о том, что вернувшись из отпуска, не будет заметки на фейсбуке на тему "я был на море". Воспоминания о такой встрече останутся на всю жизнь. Вот, стало быть, что означает "изнасилованной богом". Но и это все далеко не самое главное. Главное заключается в том, что само действие происходит в храме ригористичной Афины.

Афина - девственная богиня, соответственно, жрицы, служившие ей, обязаны были строго соблюдать данное требование. Иначе говоря, Афина – это чистое, незамутненное сознание, а девушки-жрицы – мысли, принадлежащие этому сознанию. При всем том стоит подчеркнуть, что это сознание не является исключительно женским и непорочным, а Афина не знала мужчин. Вспомним, что она появилась из головы Зевса, следовательно, сама в себе уже содержала мужской принцип – дух отца, как солярного божества. Это давало Афине силу осознавания, которую она передавала своим жрицам во время проведения ритуальных посвящений. Выход Медузы за пределы на уровне сознания Афины мог обозначать две вещи: либо мысль опустилась до уровней материи, либо мысль желала подняться до полной ясности осознания, но что-то мешало ей. Верная своей безупречной логике, рассерженная и возмущенная Афина превращает Медузу в чудовище со стальными когтями, блестящей чешуей, сверкающими крыльями и шевелящимися змеями на голове вместо остриженных прекрасных волос. Такой собирательный образ говорит о том, что Медуза во время инициации получила от Афины крылатую расчетливость, но вмешательство Посейдона обрюхатило ее стихийной бессознательностью. Природа мысли, впервые ощутив свою многомерность и чувствительный объем, теперь перестает удовлетворять требованиям плоской рассудительности Афины, и богиня холодной рациональности отправляет горгону Медузу на остров к своим сестрам, в родную среду, к Посейдону. Такое посвящение, обнаруживающее допустимость объединяющего принципа материи и духа, эмоций и рассудка, хаоса и космоса, света и тьмы, чувств и интеллекта, можно считать началом зарождения мудрости, до некоторых пор не проявленной в полную силу, заключенной зародышем в чреве чудовища, пребывающей в потенциальном состоянии. Эта дикая примитивная дианойя не страшит и не трогает только трех старух. Дать им три глаза на троих, а не мифический один, и они остолбенели бы на месте так же, как и остальные простые смертные. Удивительно, Медуза в новом облике ужасной и отвратительной беременной горгоны продолжала оставаться такой же нетронуто-девственной, как и до изнасилования ее Посейдоном. Такая ситуация могла продолжаться еще очень долго, вечно, как каменные горы стоят, если бы в ее дальнейшее развитие не вмешался теперь Персей.

В моем понимании Персей в данном мифе олицетворяет эго. Это сформировавшееся зрелое эго, обладающее силой и волей. Что представляет собой такая часть нашего сознания? Эго героя в отличие от эго неинициированного смертного не только догадывается о своей смертности, но и, совершив путешествие в загробное царство мертвых или подземный мир собственных теней, знает о разрушительном характере законов, действующих в нем. Там может быть убийственно пусто, убийственно одиноко, там могут бесконечно бродить гибельные скука и безразличие. Там может быть крайне жарко или крайне холодно, там могут свирепствовать невыносимые ветры, уносящие в никуда, превращающие в ничто. Там много персонажей и каждый из них действует по своим определенным правилам, которые все без исключения направлены на то, чтобы отнять у сознания энергию, лишить сознания эго, превратить в тлен тело мысли, предпринявшее дерзновенный спуск в глубины материи, враждебной к сущности самой мысли. Таков Аид и его неприглядная бессознательная свита. Однако, при всей опасности такого путешествия эго в нем способно укрепить волю, а слабость своей структуры, позволяющую трещать по швам и распадаться на отдельные хтонические элементы, превратить в силу, осознающую свою несдержанность и неустойчивость. Только после этого Персей получает от бога-управителя подземного мира шлем, делающий его невидимкой, что означает умение отгораживаться и оставаться незаметным для аспектов, выводящих эго из равновесия. Также Персей получает от Афины блестящий щит, позволяющий ему зеркально отражать стихийные выпады Медузы. Плюс Гермес позаботился о легкости, подвижности, быстроте и гибкости, об управляемости мысли. Стоит заметить, что эго в данной ситуации принимает непосредственное участие в объединяющем принципе. Получив помощь от Афины, сознание героя становится солярно-лунным, а помощь от Аида помогает обрести неприкосновенность от всякого посягательства, как со стороны амбициозного, заигравшегося эго – теневого эго, так и со стороны стихийно-хтонических бессознательных сил. Посейдон, естественно, помогать Персею отказался, ведь Медуза – это его любимый проект. В таком случае Аид вполне замещает посейдонову мощь. Итак, вооруженное знанием и умением самостоятельно устранять разного рода ненужные влияния эго героя теперь может отправляться в одиночку на поединок с горгоной Медузой.

Что такое поединок на уровне сознания? Может это единоборство, соперничество или соревнование двух "я" - низшего и высшего, эго и самости, как разных точек бытия? Герой, осознавший смертную природу эго, теперь должен обнаружить свое бессмертие. Встреча Персея с Медузой Горгоной – это еще один опыт расширения сознания. Он может оказаться убийственным для обоих, поэтому, несмотря на божественное происхождение этих двух мифических персонажей, каждый из них наделяется в мифе смертной природой. Дело в том, что любой опыт расширения сознания может спровоцировать одно из двух неприятных последствий: либо самость поглощает эго, затапливая его своим необузданным богатым плодовитым содержанием, либо эго в упор не видит самость, жонглируя перед ней своими собственными тенями. Тем временем, при всей кажущейся остановке в развитии, в чреве смертной горгоны – одной из разновидностей самости, как в огромном экспериментально-плавильном тигле, подошел срок и приготовился пирог. Какая женщина, пусть даже она будет самой Медузой Горгоной, захочет вечно оставаться беременной? Высшая мудрость в этом замечательном жизнеутверждающем мифе заключается в том, чтобы позволить/помочь/ самости родить, а незабываемая метаморфоза мифа глаголет чудеса: "не мышонка, не лягушку", а именно крылатого Пегаса и золотой меч Хрисаор. На этом бы и закончить, но остановиться сложно, поэтому еще чуть-чуть продолжу, стараясь не слишком утомлять читателя своим занудством из пены и чрева рожденной Афины.

В чем заключается иносказание? Родить можно по-разному. Можно через чрево в материю, можно через голову – в дух. Можно ребенка, можно картину, а можно из ткани сделать гардину, и диссертацию можно родить, право на все у людей может быть. Можно мыслью подняться, можно мыслью спуститься, недаром Иакову лестница снится... Даже Премудрость можно родить и Свет от меча золотого добыть! Наша думающая, сомневающаяся, выносящая приговоры, вещающая обыденные мнения и суждения голова – это храм Афины, однако, чтобы разгуливать по храму в маске "горгонейон" в неприкосновенном целомудренном младенческом виде, сначала требуется заполучить неумирающую голову Медузы Горгоны и отнести ее на эгиду к Афине. Это равносильно тому, как каждый день с трезвой головой пользоваться обычным кухонным ножом, фильтровать воду, раскладывать и собирать детские игрушки, разоблачать смыслы, деконструировать и реконструировать миф, рассекать и анализировать по мере возможности каждую возникающую мысль, периодически освобождать собственную противоречивую неуёмную голову, участвовать в объединяющем принципе и в принципе разделения различных природ. Крылатый конь Пегас ассоциировался у древних греков с творческим вдохновением. Человеку, задумавшему ступить на путь творческой реализации, я посоветовала бы в начале пути вдумчиво и внимательно, с должным уважением прочесть данный миф, чтобы своими творениями не превратить некогда цветущие равнины Ливана в дикую безжизненную пустыню, благоприятную только лишь для обитания там змей – сухой мудрости. Хрисаор символизирует пламенную решимость сделать шаг в сторону духовности. Это благородный синтез творческой и духовной составляющих сознания. Миф – живая, непрекращающаяся и непрерывающаяся традиция. Когда мы проживаем его всем своим существом, на собственной шкуре, как же тогда трепетно прикасаемся к таинствам далеких предков и, затаив дыхание, внимаем посвящению в древнейшую мудрость, великую и ужасающую в своей непостижимости. В такой момент следует умолкать.

Комментарии

02.10.14
]]>Анна]]>
Эту статью я никогда бы не смогла написать без благодарности к своим учителям. Спасибо Вам всем! Миф о Медузе Горгоне - это учение о мудрости. Медуза является самостью и тенью Афины - самости более высокого порядка, которая является тенью самости еще более высокого порядка – Зевса. И так все выше, и все выше - ступени, уходящие в небо, в мудрость точки, например, «Эйн Соф Аур», что вверху, то и внизу,на уровне безграничности без предела ничто соединяется с ничто, а безграничность без предела - это тень безграничности без предела, что является скрытым светом безграничности без предела – черным солнцем, … премудрость прости, что я несу накануне лунного затмения? слышите? - вой волка… он моя тень, но я его тень, я – человек, меня зовут Анна, у меня есть фамилия, отчество, дата рождения и на-мерение ограничивать волчий закон, позволивший Зевсу проглотить Метиду,мать Афины,древнюю мудрость - дочь более древней мудрости Нюкты – дочь еще более древней… древнейшей, имеющей хтонические неосознаваемые черты с потенциалом к осознаванию, - дочь еще более древнейшей, ...все, что все, ничего, лучше «We'll show you what's what» и стукнуть кулаком по столу. Компьютер требует отключений, иначе перегреется))) … электричество не пропадает, никуда не девается, оно продолжает бежать по проводам, начинается вихрь, золотые листья, белая снежинка, рой белых снежинок, метель и вдруг тишина, покой, радость на лицах… природа в упоении молчит, открывается бутон цветка, лепесток за лепестком, он притягивает ветер и дождь, молнию и пчелу, нектар готов – цветок засох. Он учится выживать!
09.01.16
Torson
Когда женщина одета в доспехи Афины "с головой Медузы на щите", она неуязвима?Забавно,дочь Форкия и Кето, как,впрочем, и вся их семейка навевали на эллинов чувство нешуточного страха.Если ,мэм,вы немного знакомы с концепцией контр-переноса,вам не доставит большую сложность ответить на вопрос-а кто же это способен так настращать" миролюбивых" греков.Обычно большинство патологий передаётся по-наследству.И какой же ребёнок может получиться от союза психопата и истерички,ой,простите за неполиткорректность,асоциальным мужчиной и девушкой с HPD,по DSM или МКБ.И кто способен даже в повседневной и рутинной жизни постоянно соблазнять противоположный пол,даже в ситуациях абсолютно неуместных для этого?Обладая ещё к тому же бойким умом,прикалывать мужиков можно до состояния белого каления.Мужиков можно,а вот психопатов-не рекомендуется,можно очутиться в лесу на небольшой глубине,изнасилованной и изуродованной или в храме Афины.θεά Афина наверняка догадывалась,к какой типологии по DSM эта барышня относится.Ну а дядя?,да кто же у нас на Олимпе не страдает психопатией или нарциссизмом или биполярными расстройствами-люди и боги до сих пор не изменились и не изменятся- и это вполне нормально.Да,Афина испытывала к Медузе не зависть,а отвращение,а то в некоторых статьях судят по-себе. И броня на её теле была бы абсолютно понятна господину Райху и его последователями-экспертами соматизации.А после того,как у бабы забрали красоту,совсем в стерву превратилась,столько мужского пола кастрировала!Вот и Персею советовали-на её движения бёдрами смотри через очки для сварки,а то превратишься в бревно или ,там,в камень.Cколько веков прошло,а проблема не меняется- и так практически во всех сказках.

 [1-2] 

Оставить отзыв

Теги для выделения текста: [b]Жирный[/b], [i]Наклонный[/i], [u]Подчеркнутый[/u]

Имя *:
Почта *:
Сайт:
Комментарий *:
Cообщения содержащие ссылки блокируются.
Последние комментарии
О культе или о бунте письменного слова?Многие годы спустя приходят с опытом. На стихотворение Маяковского "Надоело", написанное в 1916, для истории мой ответ Маяковскому, написанный в 2016...
Письмо обыкновенной немолодой женщины к женщине с комплексом СверхбабаЗамечательная статья, браво!
Миф о мозге Эйнштейна от Ролана Бартаэмигрировал, и он эмигрировал, сплетничают, что в Швецию
Джан-КутаранСветлана, спасибо за уточнение
Джан-КутаранДжан Кутаран не находится на мысе Киик Атлама,он располагается на хребте Биюк-Янышар.
Rambler's Top100
RSS новости Bumerango.ru