Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Поход Джур-джур – Хапхал - Северная Демерджи – Южная Демерджи – Джурла (часть вторая)

начало

День второй ущелье Хапхал – Северная Демерджи

ущелье Хапхал
Фотографии даже близко не передают очарование тех мест, поэтому снимки были сделаны скорее для "галочки" в личный дневник. Мы шли не спеша, любовались чудесными видами Хапхальского ущелья, сменяющими друг друга и не уступающими по красоте один другому. Через каждые пару сотен метров попадались биваки туристов, проходивших в этих местах. На одной из стоянок мы перекусили, прочитали на шатком бревне по-боевому ободряющую надпись "садись не бойся, вставай не плачь". Это же надо было не полениться и выразительно передать одной лишь фразой весь строй походных переживаний.

Спустя какое-то время и расстояние наша тропа превратилась в тропинку, а потом и вовсе затерялась в слое опада. Ноги почувствовали усилившуюся нагрузку. Начался основной подъем. Этот отрезок пути стал для нас самым привлекательным в плане выносливости, сплоченности и тренировки, и самым победным на маршруте, а потому наиболее запоминающимся. Мы, как всегда, исхитрились увильнуть от главной тропы, проложенной пунктиром на карте-плане. Здесь мы не стали возвращаться. Ориентиром служило русло основной реки, которое ближе к вершине превратилось в обмелевшую впадину. Плато Демерджи-яйла было совсем близко, оставалось только преодолеть всего несколько метров не слишком вертикального наклона горной гряды, поросшей лесом. Голых скал там не наблюдалось. Как же нам повезло с погодой! До нашего прибытия в этом районе Крыма прошел обильный дождь. Земля под листвой пропиталась влагой и благодаря хорошему сцеплению подошвы обуви с почвой, выполнить задуманное оказалось для нас несложным.
подъем на Демерджи-яйла
лесной стражник
Вот и все. Мы на плато. Оно ровное, солнечное, греющее. А куда дальше идти? Там сосенки, здесь полянка. На плато мы не одни. Я встречаю женщину-туристку, расспрашиваю о ближайшей тропе на вершину Северная Демерджи. Мы общаемся. Она делится со мной информацией о Чатыр-Даге (теперь там заповедник, просто так, без денег, не сунешься) и Караби, показывает собранные в конце июля грибы, в том числе мои любимые лисички. Ее сопровождает собачка с забавным ошейником с колокольчиками. Вспоминаю, что эту женщину я уже видела на фотографиях в интернете.
Демерджи-яйла
наш маршрут
У меня же день рождения!?! Мы останавливаемся, варим праздничный суп, отдыхаем. Встаем, не плачем, идем. Но какой же нормальный день рождения обходится без эксцессов? Поздний вечер завершился перебранью между мной, российской туристкой, и украинскими чумаками, на самой вершине Северной Демерджи. До международного инцидента не дошло, под конец мы по-братски обнялись. Что делить гражданам России и Украины, когда Северная Демерджи уже давно контролируется Меджлисом крымских татар? Осталась только одна просьба: верните, пожалуйста, мою самую любимую бейсболку в стиле милитари. Я ее потеряла, скорее всего, она уехала в одном из джипов.
на вершине Северной Демерджи
Ночь прошла на равнине плато у ног Северной Демерджи. Под утро мне стало холодновато. Облака опустились до самой палатки, она была влажной. Главное, что детишки чувствовали себя комфортно, оказавшись закаленнее, чем мама. Они родились в средней полосе России, а я на юге СССР. Однако прохлада не помешала мне проспать рассвет.

День третий Северная Демерджи – Южная Демерджи – Джурла - Генеральское

наш маршрут
Слово "Демерджи" тюркского происхождения, обозначающее кузнец. "В незапамятные времена кочевники-завоеватели, нахлынувшие в Крым, устроили на вершине неприступной горы кузницу, в которой ковали себе оружие и доспехи. Жестокие завоеватели силой уводили местных жителей на работу в кузницу. От пылавшего в горне пламени трескалась земля, пересыхали ручьи и реки, чахли сады и леса. И тогда одна девушка, которую звали Мария, отправилась на вершину горы, чтобы поговорить с хозяином кузни – чернобородым великаном-кузнецом. Она слезно умоляла его не губить людей и землю, но кузнец только рассмеялся ей в лицо и лишил Марию жизни. Не выдержали горы такого злодейства: разверзлась земля и поглотила кузница и его кузницу. Окаменевшие фигуры завоевателей до сих пор стоят по всему склону. А гору с той поры прозвали Демерджи – кузнец." (путеводитель "Крым" в редакции от 2013 г.). Эту легенду я впервые услышала в экскурсионном автобусе по дороге на Чатыр-Даг в Мраморную пещеру. Я и представить тогда не могла, что через какой-то десяточек лет, поднимусь самостоятельно на Демерджи.
10 лет назад
Южная Демерджи
плато Демерджи
на вершине Южной Демерджи
вид с Южной Демерджи
В который раз убедилась, насколько тесный мир. На вершине Южной Демерджи встретила коллегу с бывшей работы. В разговоре оказалось, он хорошо знал местные окрестности, явно не новичок в путешествиях по Крыму.
вид с плато Демерджи
плато Демерджи
вид с Южной Демерджи
водопад Джурла
Два дня мы раскачивались в походе, на третий же день устроили марш-бросок. Было пройдено максимальное количество километров – большая часть пути. После водопада Джурла, подсохшего и скучного летом, мы в переносном и прямом смысле побежали по тропе 138. Она отличается однообразием, и пройденные километры по ней вскоре стали казаться нескончаемыми. Запасы воды заканчивались, из грязных лужиц так называемого водопада Джурла набирать воду мы не решились. На спуске к селу Генеральское рядом с тропой есть источники, но их месторасположение нужно знать точно, а не приблизительно. В общем, наша ситуация складывалась следующим образом: стоянки для разбивания палатки мы все прошли, вода и еда заканчивались, дочка начала изнывать и требовать ужина в кафе или ресторане, ее силы и детское терпение были на исходе, интерес к окружающей местности при спуске по тропе 138 у нас пропал. Всем однозначно хотелось добить маршрут до наступления полной темноты. В Генеральское мы попали в тот же день, но последние 1-1,5 км шли с налобными фонариками. На небе уже загорелись звезды, вдоль тропы нас приветствовали светлячки, на фоне уходящих в ночь пейзажей узнаваемым финишем отрадно маячили огоньки домов и утешительно раздавался лай собак. В тот вечер я пообещала дочке за проявленные в походе ответственность и выдержку покупать "вкусненькое" и "сладенькое" каждый день, несмотря на плохое поведение. Она пользовалась обещанием мамы больше месяца, в итоге мне пришлось объяснить ей, что на ее взгляд "вкусненькое" и "сладенькое" не всегда бывает полезным для детского организма и любящей маме придется ограничить покупки для ее же блага. Порадовало, что она меня поняла.

В село Генеральское мы пришли в десятом часу вечера сильно уставшие, но по-настоящему ублаготворенные. На центральной площади подождали, когда муж заберет машину. Сели и уехали навстречу курортной цивилизации, в поселок Солнечногорское. Там нашли гостиницу с рестораном, сняли номер и погрузились в глубокий и здоровый сон. Наутро позавтракали шашлыком из баранины, поблагодарили хозяев и покинули чересчур переполненное отдыхающими местечко. Нас ожидали курицы, ночующие на ветках дерева, санузел с видом на погружающийся в море закат, парное молоко и прочие спокойные радости села Заводское, где нас узнают и уже принимают за своих. Кстати, снять приличный номер на одну ночь не по взвинченной цене в курортный сезон оказывается непросто, владельцы/служащие неохотно договариваются с такими клиентами. Только зачем нам ради них "загорать" в малоприятной толчее? В общем, компромисс всегда находится.

P.S. Я была настолько покорена природной красотой Хапхала, что мне захотелось пройти это ущелье еще раз, только теперь, как нормальный турист, спускаясь по нему, а не карабкаясь наверх. Для осуществления этого есть превосходнейший маршрут: Генеральское – Джур-Джур - тропа 147 – Тырке-яйла – ущелье Хапхал – Джур-джур – Генеральское.