Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Осенний Эчки-Даг

Летом этого года посетив заповедник Кара-Даг организованным экологическим горным маршрутом, захотелось вернуться в Коктебель. Попросила мужа взять недельный отпуск перед ноябрьскими праздниками и поехать в Крым с наступлением "мертвого сезона", как местные жители называют время с середины октября по апрель, когда толпы туристов и отдыхающих покидают побережье, пустеют улицы, закрываются частные отели и кафе. Этот сезон самый экономный: цены на номера падают в два раза, самый чистый: местные убирают оставленный невежественными туристами на природе мусор, самый романтичный: покой, освобожденный от многоголосия отдыхающих, тревожат шум волнующегося моря да свист горного ветра в ушах.

Нам повезло, за день до отъезда в Крым один известный мне, талантливый фотограф (]]>http://crimeaphile.livejournal.com]]>) дал телефон гида, который двадцать лет занимается горным туризмом, разработал немало авторских маршрутов по Юго-Восточному Крыму, тропы которых проходят по безлюдным лесам и ущельям. Я планировала идти с ним на Эчки-Даг, тем более знала, что в следующий летний отпуск мне это сделать будет сложнее. Мы уже лазили по вершинам с шестилетней дочкой, но она быстро устает, теряет интерес и забирается на плечи к папе. А хочется из маршрута выжать приблизительный максимум. Приходится чем-то поступаться. В данном случае мы отправились в отпуск без детей, тем более они обучаются.

Основной массив Эчки-Даг находится между Щебетовкой и Солнечной Долиной (Отузской и Козской долинами). В настоящее время он еще не обрел статус заповедника, что делает его привлекательным объектом пешего туризма. Ландшафт этой разветвленной горной гряды представляет собой все богатое крымское разнообразие: от полупустынь и степей до лесов и гор. Топоним Эчки-Даг тюркского происхождения и означает "открытая гора" или "козья гора". Мы воспользовались услугами гида по причине короткого светового дня. Как-то не радовала перспектива заблудиться под ночь в лесу, в котором осенью тропы скрываются под толстым слоем опавшей листвы, и нежелательной встречи с диким кабаном. Наш проводник предложил маршрут протяженностью в 12 км, с учетом светового дня и моих многочисленных фотографирований его планировали пройти за 6,5 часов. Путь начинался со стороны шоссе Феодосия-Судак около водонапорной станции и заканчивался в Щебетовке. По дороге были пройдены три вершины: скала-утес, обозначенная на старых картах как Эчки-Даг, Кара-Оба ("черная вершина") и западная вершина Кокуш-Кая (правильнее Коккуш-Кая, "скала голубых птиц"). Весь маршрут мы с гидом не переставали удивляться тому, что погода на неделе выдалась, будто по заказу, теплой и сухой. В дождливый осенний сезон голые скалы с сыпучкой становятся опасными для подъема и спуска, и отпуск был бы потрачен зря. Когда уезжали из Крыма, уже шел дождь.
вид с утеса Эчки-Даг
утес Эчки-Даг
вид с осеннего Эчки-Дага
После прохождения вершин дошли до основательно спрятанного среди голого известнякового склона Коккуш-Каи входа в единственную карстовую пещеру Эчки-Дага, именуемую Ухо Земли, или Кулах Иерным, в которое туристы традиционно стараются прокричать свои просьбы и желания подземным духам. Глубина этой полости 132 м, протяженность в горизонтальном направлении – 65 м. Вход в "Ухо Земли" имеет вид глубокой и узкой щели, от которой веет сыростью и холодом. Она была образована водой вдоль вертикального разлома-трещины. Впервые в пещеру-колодец проникли феодосийские спелеологи более двух десятилетий тому назад.
вид на пещеру Ухо Земли
пещера Ухо Земли
Существует легенда об Ухе Земли:

"Лучший стрелок Отузской долины Али никогда не возвращался с Эчкидага с пустой сумкой. Но благородство его никогда не позволяло ему выстрелить в козу с детенышем. Оттого до положенного срока не ходил в горы Али, не охотился на новорожденных.

Молодая вдова Урмие, капризная возлюбленная Али, пожелала охотничьей добычи в неурочное время. Отказал ей меткий охотник. Лукаво взглянула красавица Урмие. Только и сказала: "Не принесешь ты – принесет другой".

Крепко запали в душу Али эти слова, понесли его против воли на Эчкидаг. Пришел он тайной тропой к Кулах Иерным – Уху Земли. Говорили – доходит расщелина до сердца земли, будто хочет земля знать, что на ней делается: лучше ли живут люди, чем прежду, или по-прежнему вздорят, жадничают, убивают и себя, и других.

Видит – старый седой старик сидит. Борода белая, в пещеру, как весенний пенный ручей сбегает. Рано ты, Али, говорит, за караджа (дикой козой) пришел. Ни одной не убьешь. И исчез. Глядит Али – на скале козочка молодая. Только прицелился – рядом с козой сестру покойную свою увидел. Испугался, опустил ружье.

Встряхнулся, опять прицелился. Будто мать перед ним появилась такой, какой в детстве помнил, доит караджу, на Али грустно смотрит. Отвел охотник ствол, позвал мать, а та исчезла.

"Или сплю я?" – спросил себя и в третий раз прицелился. А там, где козий детеныш прыгал, - показалась Али дочка Урмие, которую охотник любил, как родную. Бросил Али ружье и упал в беспамятстве. Никто его больше не видел. Искали – не нашли. Думали – в Кулах Иерным упал.

Много лет прошло. Вернулся из Мекки хаджи Асан, столетний старик. Много он повидал. Рассказал, что в стамбульском монастыре узнал он в танцующим дервише охотника Али, кружится теперь он в бесконечной страстной молитве". (источник: краткий путеводитель "Коктебель и окрестности", 2008г.)

Спустившись с Коккуш-Каи, мы продолжили свой путь по дороге, втягивающейся в балку Ущелье, поросшую лесом из грабинника восточного и дуба пушистого, переливаясь яркими и сочными красками на мягком осеннем солнце. Здесь можно напоследок полюбоваться пройденными на маршруте горными вершинами Эчки-Дага, похожего на "гигантскую ладью, плывущую по волнам лесного моря".
Эчки-Даг - вид с балки Ущелье
Далее тропа, вьющаяся по склону горы Папас-Тепе, выводит к окраине Щебетовки, где на возвышении, на полянке, открывается вид на скальный массив Спящая Красавица, по легенде связанной с Эчки-Дагом.
скала Спящая Красавица
На самом деле в горный массив Эчки-Дага входят три следующие вершины: Кара-Оба с утесной скалой Эчки-Даг, являющейся продолжением Кара-Обы; Коккуш-Кая; и собственно, Деламет-Кая (Делямет-Кая). Как гласит легенда, это "Три брата" Эчки-Дага, так их называют местные жители. По преданию в давнее-предавнее время жили три молодых брата, пасли в горах овец и по праздникам спускались в долину, где находились селения. В один из праздников, посвященных богине тавров Деве, братья одновременно воспылали любовью к одной прекрасной девушке, только не смогли прийти к согласию между собой, кому же из них она достанется. Тогда они решили выкрасть ее, а дальше будь, что будет. Но мать девушки увидела, как братья крадут ее дочь, и в гневе произнесла страшное заклятие, которое оказалось настолько сильным, что окаменели не только три брата, но и безвинная девушка. С тех самых пор стоят три вершины Эчки-Дага и глядят на Спящую Красавицу, жертвенно возлежащую на груди своей безутешной матери в долине напротив. Ждут, когда оскорбленная грозная мать смилостивиться до них и освободит от чар своего колдовства. Еще есть время у братьев договориться мирно друг с другом, ведь негоже целомудренную девушку к полигамии вынуждать. И куда только смотрел отец братьев?

На Эчки-Даге у меня сложилась своя история, даже несколько. Выяснив, что третья вершина Эчки-Дага Деламет-Кая в первоначальном маршруте осталась в стороне, непокоренной, уже на следующий день с утра я стояла в Лисьей бухте, готовая снова к подьему. Проводник с нами не пошел. Мы осваивали другой маршрут на Эчки-Даг самостоятельно. Это было несложно, от Лисьей бухты мимо источника Эчки-Даг мы второй раз поднялись на Коккуш-Кая. Прошлым днем на этой вершине неподалеку от культовой сосны мои спутники под камнем обнаружили сокровенное послание на листке бумаги, в него была завернута свистулька, предназначавшаяся в дар. Нашелся повод приземленным реалистам за весь маршрут подшутить, надо мной идеалисткой: "Аня, это тебе кто-то оставил"! Екнуло мое неугомонное в поиске сердечко, но, к сожалению, я давно поняла, что мужчины-романтики держат меня в черном теле и не слишком балуют, точно отмеряя запредельные вселенские дистанции, как от купины неопалимой. Я уже подумываю о том, а не зря ли ведутся все эти поиски? Горизонтальность шутки навеяла грусть. Пусть послание предназначалось не мне, но поэтичность слов задела струны души, и простит мне певец красивых строк, что на второй день я посмела запечатлеть на фото его искренний дар, да осуществится он.
находка на вершине Кокуш-Кая
  • Находка звучит над Ухом Земли.
  • Чернила с бумаги смоют дожди.
  • Глина с камнем станут зерном.
  • Память о том с благим дымком.
  •  
  • Альфа гнездится в лоне души.
  • Вечность – омега на кратком пути.
  • Реет над морем синяя птица.
  • Все на круги своя возвратится.
С Коккуш-Каи мы наметили предстоящий путь на Деламет-Кая, так как в лесу, особенно осеннем, ориентироваться сложно, повторюсь, нахоженных троп под опавшей листвой не видно. Чтобы не потерять время в пути, решили держаться открытых скальных участков, где муж едва не скатился по сыпучке, пока я фотографировала. А вот на обратном пути ноги сами вывели на нужную лесную тропу. Гребень Деламет-Каи срезан обрывом и рассечен трещинами на блоки – очаги будущих обвалов. Гора является хорошей обзорной точкой, с нее виднеется полоска Судакской бухты. На подходе к вершине в лесу привлекают внимание значительные по размеру, округлые по форме валуны, поросшие мхом. Мысль хочет связать их с древними культовыми сооружениями. Кстати, среди поселений бронзового века в окрестностях Эчки-Дага ученые выделяют и Деляметское поселение.
Деламет-Кая
ориентир на Деламет-Кая
В одной из книг про Эчки-Даг авторы пишут, что им неизвестно точное значение географического названия Деламет. По аналогии с топонимом Деламет-Алан, который толкуется старожилами с крымско-татарского как "поляна сумашедшего Амета", наверное, Деламет-Кая – "скала сумасшедшего Амета". Тюркское слово "дели" буквально означает "сумасшедший", но используется и в смысле "бесстрашный", например, в эпосе "кёроглу" его воины именуются также и "делилер". Существует фраза "дели-долу", так говорят о бесстрашных, смелых людях. Родившись и прожив 17 лет в Баку, в свое время ездила мимо станции метро с одноименным названием Кероглу, а узнала про героическую эпопею азербайджанского народа только сейчас, в связи с Деламет-Кая. И чем я занималась на уроках? Однозначно, мечтала о чем-то другом, пребывая в плену собственных иллюзий. Стыдно мне, стыдно за свои провалы в знаниях и памяти. Вполне возможно я и оперу "Кёроглы" Узеира Гаджибекова на уроках в музыкальной школе изучала. Детские впечатления и познания сначала утекли в бессознательное, а теперь покоя не дают и просятся обратно в сознание. Спасибо есть Крым, где я нахожу сходство с пейзажами юности, при любовании которыми из глубин поднимается чувство, что на этом полуострове я в полной мере смогла бы обрести вторую родину. Путешествовать по Азербайджану, в том числе по Кавказу, меня не тянет, особенно после устроенных политиками, жестоких событий, воспоминания о которых я старательно уничтожала. Однако и Крым, как любой регион, может не избежать территориального раздора между татарами и украинцами. Печально осознавать, если какой-нибудь человек уже давно живет вне национальных проблем, они все равно могут затронуть его. В этот раз по дороге возле Джанкоя случайно столкнулась с группой арабов из Эмиратов, как мне сказали, они уже не первый год приезжают поохотиться. Возможно, что под видом соколиной охоты вербуют девочек, проводят целенаправленную пропаганду радикального исламизма и спонсируют крымских татар, которые охотно распространяют травку среди бесформенного сброда в Лисьей или другой бухте. Один такой дредовидный, зависший до осени, не смог даже по-человечески проголосовать, чтобы мы довезли его до шоссе из Лисьей бухты. Похоже, что у него уже начались необратимые процессы отторжения в психике.

Что-то я отвлеклась от основной темы. Итак, продолжу. С вершины Деламет-Каи можно спуститься к хребту Элтиген. У подножия Элтигена выделяется каменный "трезубец" Деликли-Кая (Деликлы-Кая "дырявая скала"), со сквозным отверстием в одной из скал. О происхождении этого отверстия есть еще одна красивая легенда Крыма. Поведаю ее не так, как все рассказывают, а так, как сердце мне подсказывает:

"В далекие времена, когда жили люди в мире и согласии с природой, почитали старших, не обижали младших, по собственной воле добросовестно исполняли свои обязанности, не завидовали и не желали чужого добра, помогали слабым и нуждающимся, то и духи природы благоволили к людям, всякий раз сопутствуя в насущных делах. Кому удача приглянется, кому отдых от усталости к месту и времени поспешит, кому поддержка и забота придет. Никто не оставался голодным, у всех было место голову приклонить. Текли обильно реки, цвели обильно травы, плодоносили обильно деревья. Ну, а если и случались болезни, то и лечили их все вместе, сообща, добротой да чистой совестью. Радовались духи вместе с живыми и покрывалом служили усопшим, блаженно почившим от трудов всех выполненных и желаний всех исполненных.

Но возгордились однажды люди от праведности своей и забыли законы природы. Захотели, чтобы солнце светило и грело столько, сколько им нужно, а луна скрывала сверх того, что требовалось скрыть. Захотели, чтобы деревья плодоносили круглый год, а вода в реках не замерзала. Долго они думали, как нарушить порядок вещей и придумали. Создали люди искусственные водоемы, деревья, солнце и луну. Не предусмотрели люди только одного, что духи природы, оказавшись ненужными и бесполезными, обидятся за свою ненадобность и уйдут, добровольно покидая места своего обитания и находя вольный приют, кто выше гор, в поднебесье, кто глубже земли, в бездне последних недр. Верные природным законам, духи не стали мешать людям в исполнении их свободной воли, но и сами стали свободными от службы человеку.

Превратилась живая природа в неживую. Горы больше не слышали шагов человека, камни скатывались из-под ног и падали на головы. Реки лишились целительной чистоты, и рыбы покидали воды. Плоды на деревьях утратили медвяную сладость, гнили при затяжных и обильных дождях или теряли влагу в долгую засуху. Погода стала непредсказуемой. Люди начали чаще болеть. Постепенно пестро цветущие луга приняли вид бездыханных, окаменелых пустынь.

Стали задумываться люди, что жизнь была лучше, вода была чище, пища была вкуснее. Собрали они совет из старейшин, чтобы решить, каким образом им вернуть духов природы. И вот перед великим праздником снится каждому из старейшин один и тот же сон. На следующее утро выходят старейшины к людям и говорят, что в том сне три самые молодые и красивые девушки, еще не познавшие ласк мужчины и плач ребенка, стоят на скале с тремя зубцами, и станы их прячутся под покровом черного неба, а лица пьют свет полной луны. Та скала стоит посередине между северной горой и южной горой. Восточный склон смотрит на солнце, а западный обращен на луну, и над скалой в танце вращаются диковинные звери и птицы, их тела из рубина, сапфира, изумруда и бриллианта. Больше ничего не сказали старейшины, потому что сон, развеявшись перед рассветом, покрыл мраком внутреннее зрение и скрыл дальнейшее.

Люди поступили так, как поняли. Выбрали они в канун весеннего праздника из всей округи самых лучших и достойных трех девушек и отправили их на поиски той скалы. Долго шли девушки. Губы их, как лепестки роз, ссохлись без воды, пятки их, как у младенцев, потрескались, впустив в огрубевшую кожу острые камни, волосы их, как мягкий шелк, спутались от ветра и пота, став непослушными и грязными. Наконец, сильно уставшие девушки пришли к небольшой горе в виде трезубца, от которой исходила долгожданная прохлада. Измученные полуденным зноем, девушки решили отдохнуть у ее подножия. Не заметили они, как под сенью деревьев весенний сон накрыл им веки. Одеялом из облаков спустилась ночь.

Проснувшись, девушки увидели, что каким-то загадочным образом они оказались на самой вершине горы. Над ними светила полная луна, а звезды в небе образовали круг. Не успели девушки сообразить о случившемся, как увидели поднимающегося к ним навстречу дряхлого старика. Его борода цвета серебра достигала земли. Он опирался на посох, который был необыкновенных формы и вида, вверху он имел три металлических наконечника, а между ними находился шар, который сиял, как солнце днем, и вместе с луной на небе стелил дорожку из света впереди идущего. По ней прочно и легко ступали ноги старика. Увидев, что девушки испугались, старик обратился к ним со словами:

- Не бойтесь! Я не причиню вам вреда! Скажите мне, что привело вас, таких молодых и красивых, в эти края?

- Наши соплеменники выбрали нас среди других девушек и наказали найти гору, которая похожа на трезубец. Они сказали, что если мы ее найдем, то в наши села снова вернутся духи природы – ответили девушки.

- Поздравляю вас! Вы стоите на той самой горе. Но знаете ли вы, что ваши земляки, таким образом, принесли вас в жертву? Духи природы полюбили свою свободу. Чтобы они вернулись, надо пожертвовать собой. Готовы ли вы отдать свою молодость и красоту взамен на счастье людей, которые не убоялись отпустить вас в непроходимые чащи, полные змей?

Недолго думали девушки.

- Да, мы согласны. – ответили они, и вмиг их волосы поредели и поседели, их груди и животы отвисли, как у матерей, выносивших и выкормивших не одного ребенка, их зубы почернели и выпали, а прекрасные молочные тела потеряли стройность, пожелтели и покрылись глубокими морщинами с отвратительными родинками и пигментными пятнами. Поглядели три старухи друг на друга и горько заплакали, но делать было нечего, они сами того захотели.

- Теперь, когда вам уже нечего терять, я исполню желание вашего народа! – сказал старик и произнес таинственное заклинание, после которого ударил посохом о скалу. Раздался страшный гром, камни с грохотом посыпались вниз, столбы пыли взметнулись до самого неба. На месте удара образовалась сквозная щель, и на глазах обомлевших старух через нее прошли все звезды с неба и все драгоценные камни из земли, и запылало отверстие синими, красными, зелеными и белыми огнями, осветив чернеющие в ночи долины и горы на невообразимые расстояния. По зареву узнали люди, что вернулись к ним духи природы. Возликовали люди и обещали впредь жить в согласии с законами природы. Возрадовались духи и обещали одухотворить искусственные людские поделки. Как только духи природы огненным вихрем пронеслись через каменное отверстие и вернулись к людям, дыра мгновенно потухла, и старик исчез. Но выстояла гора и по сей день несет в себе память о пережитом. Знает и помнит любой путник, проходящий мимо, что осквернив природу и нарушив ее закон, духи уйдут от людей обратно через ту же самую щель, только уже навсегда. Вот такая история есть у Деликли-Кая - скалы с дырой между миром посюсторонним и миром потусторонним.

"А что сталось со старухами?" – спросит заинтересованный читатель. Хотела бы я "прикрыть вуаль" и сказать, что не ведаю. Только это будет неправдой. Когда девушки еще не состарились, их, спящих в весеннем лесу у подножия трезубца, увидели три молодых духа местных гор. Красота девушек поразила духов, и они влюбились в них, но не стали сразу открываться им, желая проверить их совершенную добродетель. Духи гор хотели, чтобы девушки прошли путь до конца и исполнили свое предназначение, единственно, помогли попасть на вершину горы-трезубца, перенеся их туда во сне на своих крыльях. Когда же явился отец духов, самый древний и самый могущественный, исполнил просьбу девушек, и очистились старухи в огненном дожде, в одно мгновение, три молодых духа перенесли своих возлюбленных в особенное место. Там весной, раз в году, на великий праздник, открывается горный источник и силой вод несет свой поток в Козскую долину, наполняя местные реки и все вокруг благодатной влагой. Именно на этом месте открылись три духа и явились в виде прекрасных юношей. Они искупали старух в горном источнике и те превратились обратно в девушек. Признавшись друг другу в любви, возлюбленные соединили навсегда свои сердца, и девушки стали женами. С той поры они водят свои семейные хороводы, играют со своими детьми, поют песни, отголоски которых слышатся в гуляющем ветре, и покровительствуют путникам, забредшим в здешние горы. Повстречав на тропе диких белых козочек, знайте, возможно, это те самые резвые старушки.

А на родине трех отважных и благородных девушек сложилась традиция, что каждая девушка перед свадьбой должна совершить паломничество в земли горы-трезубца, найти источник и искупаться в нем в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия, что подарит ей вечную молодость и сделает бесстрашной перед лицом любой беды. Вот такой сказ повелся про Деликлы-Кая".

Деликли-Кая
Мы не стали спускаться с Деламет-Каи в сторону Элтигена, потому что оставили машину в Лисьей бухте, и до сумерек нужно было выехать на трассу. По ней доехали до Деликли-Кая, у подножия нас выгнали сторожа территории винзавода "Солнечная долина". В пятом часу стемнело, и мы вернулись в гостиницу в Коктебель. Вот такой у нас выдался осенний маршрут. Для себя наметила весеннюю поездку в Феодосию, хочу заглянуть в краеведческий музей да присмотреться к городу без туристов. Узнав про это, мама просится взять ее собой, хочет побродить по городским пляжам и, конечно, по магазинам. Мне будет веселее, поеду с ней и дочкой на поезде, а муж пусть ждет положенного двухнедельного летнего отпуска.

Что еще хочется написать про Эчки-Даг? Я влюблена в камни, и на протяжении всего маршрута получила наслаждение видом наслоившихся друг на друга кальцитов, красно-бурых песчаников с удивительными и неповторимыми естественными узорами.
кальциты Эчки-Дага
рисунки на песчанике
камни с балки Ущелье
Напоследок, хочется поблагодарить нашего проводника за предложенный маршрут. Как он сказал, Эчки-Даг я сдала на зачет, теперь он готов пойти со мной на Чатыр-Даг. Кстати, у Леонида, так зовут гида, есть прекрасный маршрут с посещением за один день Северной и Южной Демерджи протяженностью в 20-22 км. Я запланировала пройти его летом самостоятельно с мужем и, конечно, с детишками, поэтому с ночевкой в палатке. Леонида привлекают походы-однодневки, в этом плане я также предпочитаю проскакать 30 км налегке, но спать в уютной и теплой постельке, однако, ради незабываемой красоты природных пейзажей, рассветной и закатной мягкости света нужно научиться жертвовать комфортом. Все эти маршруты тренировочно-подготовительные, среди крымских гор моя главная цель – освоить поход на Караби-яйла. Леонид туда не ходит, впоследствии придется искать другого инструктора-проводника.
Самые красивые фотографии из тех, которые у меня получилось сделать, оставила на закуску. Называются они: в кои-то веки взяла в руки фотоаппарат.
продолжение

Оставить отзыв

Теги для выделения текста: [b]Жирный[/b], [i]Наклонный[/i], [u]Подчеркнутый[/u]

Имя *:
Почта *:
Сайт:
Комментарий *:
Cообщения содержащие ссылки блокируются.
Последние комментарии
О культе или о бунте письменного слова?Многие годы спустя приходят с опытом. На стихотворение Маяковского "Надоело", написанное в 1916, для истории мой ответ Маяковскому, написанный в 2016...
Письмо обыкновенной немолодой женщины к женщине с комплексом СверхбабаЗамечательная статья, браво!
Миф о мозге Эйнштейна от Ролана Бартаэмигрировал, и он эмигрировал, сплетничают, что в Швецию
Джан-КутаранСветлана, спасибо за уточнение
Джан-КутаранДжан Кутаран не находится на мысе Киик Атлама,он располагается на хребте Биюк-Янышар.
Rambler's Top100
RSS новости Bumerango.ru