Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Поход Джур-джур – Хапхал - Северная Демерджи – Южная Демерджи – Джурла (часть первая)

В этом году была открыта наша первая страница пеших походных историй по Крыму. До этого маршрута мы совершали лишь экскурсионные вылазки в течение одного светового дня и без соответствующего снаряжения. Наконец, нами были приобретены спальники, рюкзаки для туризма и четырехместная палатка, горелка у нас уже имелась, и мы наметили первый в своей жизни настоящий походный маршрут, сначала на карте. Теперь предстояло осуществить наши планы на местности.

Это был семейный поход, двое взрослых – я и муж, и двое детей – сын-подросток и дочка, ]]>1 сентября]]> идущая в первый класс. Все снаряжение решили распределить по возрасту и степени выносливости каждого участника, с бережным отношением к женской половине нашей маленькой группы. Каждый нес свой спальник и личные вещи из одежды, их взяли по минимуму на смену и на случай ветреной прохладной погоды. Я несла в своем небольшом спортивном рюкзаке дополнительно лекарства на разные случаи (отравления, ушибы, раны, укусы), специальный пинцет для вытаскивания клещей, мыло, зубные щетки с пастой, спички, свечи - на случай выхода из строя светодиодных китайских налобных фонариков, коврик, воду. Дочка не смогла обойтись в походе без любимой плюшевой собачки с прозвищем "Голубик" по цвету материала мягкой игрушки и маленькой подушки в форме сердечка серии Винкс. Муж и сын приняли на себя всю тяжесть походного скарба. У мужа за плечами был рюкзак вместимостью до 60 литров с палаткой финской фирмы Halti, хорошо зарекомендовавшей себя и проверенной нами на практике в течение предыдущих нескольких лет в многократном использовании; газовая горелка с баллонами; две небольшие кастрюльки; две жестяные кружки с ложками, ножом и вилкой (специально взятой для мужа); вода. Остальную часть воды и еду, фотоаппарат, а также эластичные бинты при травмах и растяжениях суставов и связок, нес сын в рюкзаке вместимостью до 40 литров.

Мы планировали пройти маршрут не более, чем за три дня и две ночи. Так на самом деле и вышло. На это время наш походный провиант состоял из 10 литров воды, 5 банок проверенной тушенки высшего сорта, одного батона черного хлеба в нарезку, пачки сушек, 6 упаковок лапши быстрого приготовления, чайных пакетиков, сахара 0,5 кг, риса 0,5 кг и гречки 0,5 кг, соли. Никаких фруктов и овощей, всего, что скоро портится, давится, пачкает и слабит, можно яблоки и картошку, но их тащить не хотелось никому из нас. Уже в походе я вспомнила, увидев обертки от конфеток одного вида, брошенные, словно опознавательные метки, по одной через каждые 500-700 метров на тропе 138 каким-то туристом/кой – любителем карамельки, что надо было взять с собой конфеты, исключительно к чаю. Но не более того, потому что после них хочется пить и тратится вода. Я просчиталась с хлебом, по этой причине в конце похода осталась одна неоткрытая банка тушенки, ее не захотели съедать без хлеба, а также надо было взять еще один пакетик сушек, которые расходились на "ура" с утренним чаем на завтрак. Личный вес, который возможно и был потерян в походе, потом наверстали на море в селе Заводское. Я вернулась с отпуска точно поправившейся, как будто и не было никаких походных условий.

Первый день похода. Водопад Джур-Джур и ущелье Хапхал.

Стартовали из села Генеральское. Приехали туда накануне, вечером. Разузнали о ночлеге и автостоянке. Нас разместили местные татары в одном из домов по 80 гривен с человека, санузел и кухня находились в доме. У них же, в кафе, мы перекусили пловом и чаем с вкуснейшими пирожками с ежевикой и малиной. Хорошенько отоспались после долгой автомобильной дороги в Крым, утром встали и стали собираться. Все ненужное для похода сложили в машину, которую поставили во двор одного из местных жителей под охрану за 50 гривен на время всего похода. Зашли в магазин докупить еды и спустились к роднику возле села. На часах было начало двенадцатого дня. Набрали родниковой воды. У водителей УАЗиков, занимающихся перевозками туристов на водопад Джур-Джур, разузнали немного о подъеме на Северную Демерджи, спросили в какую сторону идти к водопаду и пошли.
карта местности
наш маршрут из села Генеральское
Скажу, что это был совсем не простой, но интересный и точно нескучный поход. Во-первых, обычно поднимаются со стороны Южной Демерджи и идут к Северной Демерджи, спускаясь с нее, часто через водопад Джур-Джур. Мы решили пойти в обратном направлении. Такой маршрут выбирался нами обдуманно и единодушно. Дело в том, что в 2011 году мы уже предпринимали попытку добраться до вершины Южной Демерджи со стороны Долины Привидений из села Лучистое. Там мы уже лазили, и не было желания повторять тот путь. Во-вторых, с нами шел семилетний ребенок, что добавляло ответственности и приходилось учитывать привычный для детей темп ходьбы, сбрасывая свою скорость. В-третьих, мы – еще те ходоки! Увидим тропинку, радостно сворачиваем на нее, а потом она, поманив нас за собой, внезапно исчезает, и нам остается бродить в догадках по толстому ковру из опавшей листвы, пробираясь между поваленными и разломанными грозой с ветром деревьями. Если бы в тех местах всегда работали навигаторы! Так получилось опять: три раза за весь маршрут мы сбивались с тропы, два раза приходилось возвращаться на исходную позицию, мотая ненужные километры пути.

В первый раз это случилось в начале похода, после прохождения водопада Джур-Джур. На кордоне работники Хапхальского гидрологического заказника, обилечивающие туристов, узнав о наших намерениях, стали предупреждать, что трасса сложная, там есть отвесная скала, и они сомневаются, как мы с ребенком пойдем по ней. Вспомнили о прогнозе погоды, обещающем дождь. По влажной скале нам точно не пройти. На ночь разбивать палатку в заказнике они нам не дадут, возьмут штраф, поэтому в один голос рекомендовали вернуться и следовать тропой 138, по которой мы как раз планировали возвращаться с Демерджи-яйлы через Джурла. В общем, слегка запугивали, но мы и без них знали, что по скалам в дождь ходить строго запрещается, а наша дочка уже имела представление на реальном опыте о том, какими разными могут быть тропы в Крыму.

Из их информации я поняла, что трудности со скалой нас будут ждать ближе к подъему у кромки плато Демерджи, но оказалось совсем не так. Скала находилась недалеко от самого водопада Джур-Джур, теперь я знаю, что это скальные выступы – так называемые "щеки", с обеих сторон стискивающие русло реки. Мне бы послушаться мужа, предложившего пойти по ней. Я же увидела тропу, которая на первый взгляд огибала препятствие. Мы двинулись по ней и отклонились в сторону от намеченного маршрута. Поняли это, когда стали набирать высоту, и лучше просматривались окрестности гор, над которыми, между прочим, собирались дождевые облака. Нам оставалось либо выйти на пересечение с тропой 147 и уйти по ней на Демерджи-яйлу через Тырке-Яйлу, забыв о первоначальном плане, либо спуститься обратно к скале. До сумерек оставалось 2-3 часа, проще было вернуться к развилке, чем двигаться вперед или в самом худшем варианте разбивать палатку посреди сплошного лесоповала. Тем более, я понимала, что сворачивая на тропу 147, глубокое ущелье Хапхал останется скрытым для любопытного взора, внутреннее чутье же подсказывало, что в самом ущелье должно быть очень красиво.
ущелье Хапхал
турист
Вот уж точно, я попалась в ловушку крымских гномов, усердно корпевших день и ночь над созданием той скалы, загородившей собою путь к живописному верховью горной реки Улу-Узень Восточный или Мегапотамо (в переводе с крымскотатарского и греческого языков, как "большая (великая) река (поток)"). Эта самая скала не оказалась для нас сложным препятствием, но помнить мы ее будем под именем "уводящая в сторону". Перешли ее легко, и перед нашими глазами открылся прекрасный вид девственно-нетронутого леса на умеренно крутых склонах ущелья Хапхал и кристально чистого водного потока, каскадами ниспадающего на каменные глыбы и разбивающегося на многоярусные ванны и ванночки, бурлящие ручейки и затихшие мелководья. Воистину, "Волчья Пасть", а так именуется ХапХал (Хаб-Хал), может быть синонимом царственного величия, безупречной красоты, дикой безгрешности и векового покоя. Пораженные открывшимся великолепием, мы шли в тихой неторопливости вдоль потока, как нам посоветовал молодой человек, встретившийся сразу за скалой "уводящей в сторону" и хорошо знающий эту местность. Он сказал, что скала – это самое скользкое место, а дальше затруднений не будет, все тропинки в любом случае приведут на вершину плато Демерджи-яйла, главное, придерживаться левобережья (не орографически в нашем случае) и не уходить резко вправо.
водопад Джур-джур
ущелье Хапхал
Как вы думаете, разве можно находиться рядом с природным сокровищем и не войти в его воды? И я про то же. Тут не только нудистом станешь, но и в клуб по моржеванию запишешься. Была, не была, у волка в пасти, как в водопад попасти. Хорошо, да перед сном. Стало темнеть. У сомнительной на наш взгляд границы Хапхальского заказника, мы устроились на ночлег. Всю ночь монотонное журчание потока и дневные впечатления не давали мне заснуть. Через какое-то время к шуму бегущей воды стали примешиваться еще какие-то голоса-подпевки. Да еще, похоже, лисица в лесу издавала противные звуки, или птица какая-то неприятно кричала. На все обещания синоптиков дождь так и не пошел. С утренними лучами солнца после чашки горячего чая возле горной реки в окружении лесных деревьев Южного Берега Крыма вновь вернулась благодать. Начался день второй похода, который совпал с моим днем рождения.