Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Качи-Кальон и Таш-Аир

От первобытной охоты до роупджампинга – так, пожалуй, можно обозначить путь многовекового человеческого пребывания в долине реки Качи.


  • Тут, в прошлом, в танце исступлялись,
  • А ныне прыгают со скал.
  • Какая разница, не знаешь? -
  • То всякий духа познавал.

Наше путешествие, приобщаясь к этому пути, столь разнообразному и многоликому, началось с посещения ущелья Таш-Аир.
Таш-Аир
Здесь можно рассмотреть наскальные изображения, относящиеся к памятникам кеми-обинской культуры, II тысячелетия до нашей эры. Роспись была выполнена красной охрой, сохранившиеся фрагменты по версии известного исследователя скальных рисунков Крыма В.С. Драчука повествуют о каком-то военном столкновении между племенами. Не исключено, что во время посещения скального навеса Таш-Аир ваше воображение подскажет другую интерпретацию.
Таш-Аир - фрагмент наскальной росписи
Таш-Аир - фрагмент наскальной росписи
Рядом с ущельем Таш-Аир находится источник.
Таш-Аир - источник
Далее за ущельем Таш-Аир тянется высокий скальный массив Фыцки, за которым вырастает скала Качи-Кальон, или крестовый корабль.
Качи-Кальон
Название не случайное. С торцевой стороны скалы, похожей на корабль, можно разглядеть подобие креста, высеченного природным скульптором.
Качи-Кальон
С виду небольшой скальный массив Качи-Кальон содержит достаточное количество разнообразных по содержанию объектов культуры и истории, датированных периодом от раннего средневековья вплоть до наших дней. Подъем на Качи-Кальон для пеших туристов проходит с торцевой части скального массива и занимает не более 15 минут. Дорога вверх по склону представляет лестницу из использованных резиновых шин, выложенную для удобства монахами скита. В определенном месте она расходится в разные стороны. С одной стороны дорога ведет к современному монастырскому скиту святой Анастасии Узорешительницы и новому источнику святой Анастасии, а с другой стороны - к пещерному городу и к знаменитому четвертому гроту Качи-Кальона, где прежде находился источник святой Анастасии, являющийся частью древнего разрушенного храмового комплекса. Раз в год в четвертом гроте монахи из скита на Качи-Кальоне проводят богослужение в память о святой великомученице Анастасии.

Так как меня интересует не только древняя история, но и история наших дней, мы сперва пошли смотреть на сотворенное современными монахами. Они, основавшие скит, разбили на склонах Качи-Кальона персиковый сад, построили себе кельи, заложили основание будущего храма. Любопытно было заглянуть внутрь их скита. Мы, недолго думая, зашли в помещение внутреннего дворика и застали монахов за окончанием вечерней трапезы. Они разрешили заглянуть в молитвенный дом – небольшое здание, выложенное камнем, украшенное художественной ковкой и самобытным творчеством самих монахов. Самый прозорливый из них сразу догадался, откуда мы приехали. К ним редко кто заходит и тем более по вечерам, одни жители Москвы и Московской области не знают ограничений по времени и месту, привыкшие жить по ночам, потому что все остальное время суток занимают автомобильные пробки и офисный загон.

Но прежде чем увидеть неповторимое своеобразие их скромного и одновременно красивого храма, мне предложили одеть одежду, покрывающую голову и ноги в коротких спортивных штанах. В шкафу среди хлопчатобумажных цветастых халатов с капюшонами выделялся розовенький аналог халата, прозрачный настолько, что у меня сразу возникла ассоциация с пеньюаром. Ну конечно, я выбрала именно его, понимая, что прикрытие более чем символическое, главное, что у меня в душе. Чистоту помыслов еще никто не отменял. В свою очередь, моя дочка, закутанная мной в платок оранжевого цвета с изображением рыб, купленный когда-то на Кипре, вызвала у монахов ассоциации с девочкой из индийских кинофильмов. Она им так понравилась своим видом, что получила подарки: календарик и разные ароматические масла.
монастырский скит на Качи-Кальоне
лестница к храму монастырского скита на Качи-Кальоне
храмовые ворота скита на Качи-Кальоне
Дорогой читатель, если тебя интересует информация исключительно о Качи-Кальоне, следующие три абзаца моих размышлений-разглагольствований о современном христианстве, можешь пропустить.

Вот никак не пойму, что происходит с невидимыми душевными порывами и потугами внутреннего мира отдельных православных избранников. Однажды я увидела в дороге монаха, голосующего на обочине. Он был одет во все черное, но при этом держал в руках ярко-розовый чемодан, вызывающе контрастирующий к остальному одеянию. Я чемоданов такого цвета в продаже даже не видела или не обращала внимания. Почему монахи проявляют столь явный интерес к самому женственному, розовому цвету? Это осознанно или бессознательно?

А теперь о самом наболевшем и важном. Однажды я была шокирована до глубин души, когда в женском монастыре узнала, что службу служит мужчина, по профилактическому принципу: главный в курятнике – петух. Я позвонила к одной знакомой, хорошо разбирающейся в христианских обрядах, и услышала, что это действительно так: женщине, хоть самой невинной и целомудренной, нельзя входить в алтарь. Замечу, бездетная и незамужняя знакомая тоже мечтает когда-нибудь попасть в алтарь. Доколе нравственность женщины будет под вопросом, дотоле нравственность мужчины будет искушаться ею. Что за постыдная роль, отведенная женскому началу? Вот поэтому оно и проявляется во всей розовости там, где ее не ожидаешь увидеть.

Я, конечно, понимаю, что не всякую женщину нужно вводить в алтарь, иначе храм превратится в дом быта, суеты и услуг, или пиара, то же можно сказать и про мужчин. Но, пренебрегая самыми лучшими игуменьями женских монастырей, не доверяя им проводить службу в алтаре, пусть для начала в качестве помощницы, а потом и сподвижницы мужского начала, мужское монашество признается в своей слабости. Христианству есть куда развиваться, если оно хочет развития. В сторону интеграции духовности мужской и женской природ.

Теперь о внутреннем убранстве храма монастырского скита на Качи-Кальоне. Оно удивило сдержанным изяществом и творческой оригинальностью. Мне самой больше нравится камень и художественная ковка, чем изделия из дерева, хотя они по-своему бывают прекрасными. Вдоль стен стояли стулья с высокими спинками, наподобие кресел, выполненные из металла, на каждом из которых были выгравированы библейские заповеди. Я посидела на кресле "почитай отца своего и мать свою", а присутствующий монах на кресле "не возлюби жену ближнего своего". Меня предупредили, что знакомство с храмом нужно завершить до вечерней службы, мы с дочкой поставили свечку в заполненный песком кованый подсвечник. Запомнились подвешенные к потолку искусно выполненные руками монахов лампады, благородно украшающие храм. Подлинное и искреннее творчество во все времена было знаком культуры и самосознания. Такая творческая активность дарит радость, окрыляет надеждой и придает смысл нашей жизни, понимается как мотив искупительного, спасительного труда.
внутреннее убранство монастырского скита на Качи-Кальоне
лампады
кадило
После посещения храма я приобрела в магазинчике монастырского скита диск "Песнопения древнеримской церкви VII – VIII вв. (византийская эпоха)" в исполнении французского вокального ансамбля "Органум" и диск с музыкой, исполняемой на дудуке. Потом недолгое время пообщалась с монахом, он поделился своими впечатлениями от посещения московского метро, от поездки на Валаам, рассказал о непростых взаимоотношениях УПЦ МП с УПЦ КП. Понимая, что своими расспросами задерживаю его на вечернюю службу, неожиданнейшим образом для самой себя благословила его и отпустила. "А вправе ли я давать благословение лицу, гораздо превосходящему меня по уровню духовности?" – промелькнуло предательское сомнение, но, ответная реакция монаха лишь утвердила меня в том, что с моей стороны я, таким образом, выразила проявление искренней радости от осознания того, что этот человек нашел свое призвание в столь многогранном мире.

После посещения монастырского скита мы отправились к древней церкви святой Софии, расположенной чуть ниже первого грота Качи-Кальона. Церковь представляет собой рукотворную пещеру. В огромном обломке скалы было высечено небольшое помещение, состоящее из алтарной части и наоса, где располагались молящиеся. Возведенная в византийскую эпоху церковь просуществовала вплоть до 1778 года и была восстановлена в девятнадцатом веке.
церковь святой Софии около первого грота Качи-Кальона
Не знаю, кем был установлен такой интересный крест на церкви святой Софии. Одна из загадок Качи-Кальона. Его нижняя часть – это 23-я буква греческого алфавита пси. "Предполагается, что внешний вид буквы Ψ сиволизирует трезубец греческого бога моря Посейдона, культ которого в то время был очень широко распространен в Древней Греции. Собственно про трезубец Посейдона имеется много мифов. Считалось, что своим трезубцем Посейдон разрывал землю и, глубоко вспарывая ее тело, создавал заливы и проливы. Есть легенда, как Посейдон спас маленькую девочку от преследующего ее сатира. Он так сильно метнул в него свой трезубец, что железо, пронзив тело сатира, впилось в скалу. После того как трезубец был вытащен, из скалы забил чистый родник. Позже на этом месте был построен храм." (с сайта www.psy.msu.ru/about/psy/). С тех пор, как психология была признана наукой, буква пси стала ее символом. Кроме этого, пси использовалась в кириллице. На храме святой Софии из буквы пси "вырастает" крест. Может корни религии стоит искать в психообразной инстанции?

Продолжая путь по тропе вверх, мы пошли осматривать остатки древнего комплекса пещерных сооружений на Качи-Кальоне. В пяти естественных гротах были вырублены свыше 150 пещер разного назначения, соединенные между собой лестничными пролетами и переходами. Многие из них отвалились вместе с огромными скальными глыбами и находятся на склоне горы. Катастрофический обвал скалы произошел предположительно еще в далеком средневековье, а поскольку в беспорядочно разбросанных глыбах просматриваются очевидные детали помещений, то ученые предполагают, что пещеры на Качи-Кальоне начали сооружать задолго до обвала, во времена античности. Однако конкретных фактов о раннем существовании пещерного комплекса на Качи-Кальоне, кроме установленных периодом с VIII по XIV вв., не выявлено. В настоящее время для просмотра доступны только первые четыре грота, пятый грот - сильно разрушенный.
разрушенная храмовая постройка на Качи-Кальоне
Во время экскурсии можно ознакомиться с целым тарапановым комплексом, расположенным между первым и вторым гротами. Считается, что первоначальное занятие жителей Качи-Кальона было виноделие. На небольшом участке насчитывается около 77 тарапанов – скальных виноградодавилен. Классический тарапан состоит из давильной площадки, где с помощью рычажной прессовой системы из винограда выдавливался сок, и глубокого суслоприемника, куда по специальному желобку сок стекал в установленный там сосуд. Следом за вторым гротом можно увидеть пещеры не только с тарапанами, но и с углублениями для очагов, нишами и скамьями, кормушками.

Самая главная достопримечательность Качи-Кальона – это четвертый грот, часто называемый Большим. Когда-то здесь находился церковно-погребальный комплекс, следы которого наблюдаются в виде разбросанных повсеместно остатков от часовни, алтарной части, могильных плит, прочих деталей монастырского прошлого. Есть даже крест в окружении стеблей виноградной лозы, как символ человека, переставшего быть зависимым от природы, но в тоже время неудержимо стремящегося к ней и неотделимого от нее.
четвертый грот Качи-Кальона
Переночевав в Баштановке в частной гостинице (Крым, с.Баштановка, ул. Уютная, д.12., Анатолий Железный, телефон 066-385-4994), на следующее утро проезжали мимо Качи-Кальона и увидели там роуп и бейс джамперов. Оказывается, грот Анастасии – излюбленное место для прыжков. У меня такие прыгуны вызывают честное восхищение, несмотря на то, что я понимаю причины их экстремального увлечения, а также состояния в момент до и после прыжка. Человеку полезно иногда выйти из себя, чтобы прийти в себя: "Если все станет сложно, выйди из берегов, и просто сделай то, что будет тебе в прикол" (Каста). Раньше, как жилось? Эпидемии, войны, инквизиции, пытки, казни, грязь, холод, голод. Людьми становились через героические испытания. А сейчас? Офис, супермаркет, диван, телевизор, тепло, чисто, уютно и сыто. Но это только на первый взгляд.

Одна моя знакомая в 25 лет рассталась с молодым человеком, к которому была сильно привязана, и чтобы поскорее перебить в буквальном смысле истощение организма более сильным воздействием прыгнула с парашютом в тандеме с инструктором с 3 км, который записали на видео. После прыжка знакомая ни разу не решилась посмотреть видео повтор, не хотелось, но эффект был достигнут: ей стало легче. Помню, я тоже тогда загорелась, но особо сильных помешательств у меня никогда не было, да и четырехлетнего сына не хотелось оставлять сиротой, поэтому быстро остыла. А сейчас у меня двое детей, хрупкие кости и слабое сердце. Так и останусь не инициированная высотой. Это в детстве я прыгала с высокого моста на спор деревенским мальчишкам, уже в старших классах удерживала парней, чтобы только те по неосторожности не упали с крыши домов, когда мы там лазили. Родительские страхи и тревоги с возрастом стали знакомы и мне. Но жизнь от этого отвратительней не стала. Каждому своя дорога и свой прощальный миг.
роупджампинг на Качи-Кальоне

Качи-Кальон на Яндекс.Карте

Оставить отзыв

Теги для выделения текста: [b]Жирный[/b], [i]Наклонный[/i], [u]Подчеркнутый[/u]

Имя *:
Почта *:
Сайт:
Комментарий *:
Cообщения содержащие ссылки блокируются.
Последние комментарии
О культе или о бунте письменного слова?Многие годы спустя приходят с опытом. На стихотворение Маяковского "Надоело", написанное в 1916, для истории мой ответ Маяковскому, написанный в 2016...
Письмо обыкновенной немолодой женщины к женщине с комплексом СверхбабаЗамечательная статья, браво!
Миф о мозге Эйнштейна от Ролана Бартаэмигрировал, и он эмигрировал, сплетничают, что в Швецию
Джан-КутаранСветлана, спасибо за уточнение
Джан-КутаранДжан Кутаран не находится на мысе Киик Атлама,он располагается на хребте Биюк-Янышар.
Rambler's Top100
RSS новости Bumerango.ru