Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Киев и его достопримечательности (маршрут первый)


  • Лишь раз в году городские аллеи и парки
  • Одеваются в нежно-белый каштановый цвет.
  • Согревает брусчатые улицы, дворики, арки
  • Солнце, даря куполам ослепительный блеск.
  • Оживают в историю вросшие постройки и храмы,
  • Наполняясь в пустотах весенними трелями птиц.
  • К мосту любви спешат, робея, киевские франты
  • Скрепить замком поцелуи майских невест.
каштан – символ Киева
В дивном Киеве, в который раз, наступило царствование весеннего месяца - мая. В майские дни город выглядит особенно нарядно, что связано не только с праздничными иллюминацией, салютом и проведением парада в честь дня победы - 9 мая. Главным украшением Киева в мае становятся каштаны. Это символ города. Величественные деревья с соцветиями пирамидальной формы и нежным ароматом, являются поистине драгоценными обитателями городских улиц, аллей, парков и скверов, укрывая жителей Киева от летнего зноя под тенью своих роскошных крон, очищая воздух и живописно дополняя старинные дома и современные застройки. Прогулки в весеннее время по знаменитому Каштановому бульвару на Крещатике – особое удовольствие.
Крещатик
"Язык до Киева доведет" – гласит древняя пословица русского народа. Почему в русской пословице говорится не про Москву или Санкт-Петербург, а про столицу Украины? Пословица появилась во времена киевской Руси, когда Киев был столицей русского государства. Историк Ключевский В.О. в своем "Курсе русской истории" указывает, что "эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: Все дороги ведут в Рим". Исторически сложилось, что Киев несколько веков подряд был центром древнерусского государства, раздираемого междоусобными войнами и набегами, и именно этому городу выпала честь стать колыбелью отечественного Православия трудами бывших киевских князей, желающих прекратить племенные деления, объединить разрозненные княжества под властью одного князя или одной княжеской ветви. Последовательная замена политеизма монотеизмом должна была способствовать пробуждению в сознании народа прежней Киевской Руси идеи о единстве власти, чувства земного единства, зарождению новой сплоченной русской народности, с помощью которой гораздо легче было укрепить внешние границы и завоевывать новые территории. Несмотря на то, что через некоторое время Киевская Русь распалась не в силах преодолеть раздробленность, в памяти украинского и русского народов благодаря усилиям киевских князей Киев до сих пор остается "матерью городов русских". Как отмечал Ключевский В.О., "народ доселе помнит и знает старый Киев с его князьями и богатырями, с его св. Софией и Печерской лаврой, непритворно любит и чтит его, как не любил и не чтил он ни одной из столиц, его сменивших, ни Владимира на Клязьме, ни Москвы, ни Петербурга". Современный Киев – столица Украины – красивый и современный город привлекает множество туристов из разных стран живой историей, дошедшей до наших дней в виде сбереженных, восстановленных и отреставрированных достопримечательностей, хранящих следы становления России и Украины.
панорама Киева
Величие Киева познается сразу, мгновенно, еще не вступив на обетованный правый берег Днепра. Наиболее полным образом оно открывается взору любопытного туриста, если ехать к центру города, со стороны левого берега реки, Броварского проспекта. Первое, что бросается в глаза, пересекая Днепр по метромосту, - это громадная скульптура Родина-мать, моментально поражающая тем, что, несмотря на собственные внушительные размеры и высоту, памятник стоит на вершине одного из холмов, чем достигается дополнительный эффект возвышения монументальной защитницы Киева, готовой рассечь мечом любого, кто покушается на спокойствие города. Следом за ней, взгляду открываются Великая лаврская колокольня и золотые купола Киево-Печерской Лавры, поддерживающие Киев мощным духовным оком и благословленным покровом Царицы Небесной. И наконец, поворачивая с метромоста на Набережное шоссе правого берега Днепра в сторону Подола и направляясь к Майдану, навсегда привораживает своей неповторимой и выразительной красотой, Андреевская церковь.

Одна из древних легенд повествует о том, что Киев был назван по имени самого старшего из трех братьев Кия, который вместе со своими младшими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедь основали город. Возможно, сказание возникло как объяснение названий древних киевских холмистых местностей на высоком правом берегу Днепра, где с незапамятных времен селились восточнославянские племена. Название горы Щекавица, расположенной на Подоле за Олеговской улицей, сохранилось до наших дней. Имя Хорив связывают с горой Хоривица, наименование которой не сохранилось, но дошло до нас в виде названия одной из киевских улиц Хорива, расположенной рядом с Флоровским монастырем. Лыбедью называется небольшая речка – правый приток Днепра. Само имя Кий, возможно, обозначает "высокий берег".

Отголоском жизни предков, населявших правый берег Днепра, служит комплекс достопримечательностей на Старокиевской горе, которая является историческим центром города. Это место, где изначально правили киевские князья, начиная с Кия. Сегодня Старокиевская гора находится на перекрестке трех улиц: Владимирской, Десятинной и Андреевского спуска. Здесь же, в память об основании Киева установили символический родовой камень с высеченной на нем надписью "отсюда пошла русская земля".
родовой камень на Старокиевской горе
На Старокиевской горе располагается Национальный музей истории Украины с прилегающей к нему усадьбой, на территории которой экспонируются на открытом воздухе благодаря стараниям музейных работников фундаменты княжеского дворца, Десятинной церкви, напольная мозаика Десятинной церкви (копия). Вокруг проходят остатки вала и рва первоначального Киева. Возле входа в музей стоят под навесами антропоморфные каменные изваяния времен язычества. Рядом обозначается местонахождение бывшего языческого капища до 988 г, фундамент которого также был воссоздан сотрудниками музея.
каменная баба на Старокиевской горе
деревянный идол на Старокиевской горе
Во времена раннего христианства на Старокиевской горе при Десятинной церкви (сейчас на ее месте ведутся археологические раскопки) находилась первая древнерусская школа, в честь которой стоит памятный знак. Неподалеку растет старейшая киевская липа предположительного возраста от 500 до 800 лет. В наши дни на Старокиевской горе можно стать свидетелем учебной лекции, нетрадиционно проводимой перед студентами на природной лужайке незаурядным преподавателем, одетым в древнерусский костюм.

С одной стороны, от Старокиевской горы на Подол ведет элитный район Киева – Воздвиженка. Сегодня - это свежепостроенные, на скорую руку, "шедевры" супердорогого жилья с осыпающейся штукатуркой. Воздвиженская улица стоит полностью измененной на современный архитектурный лад неопределенного стиля, от находившегося здесь в прошлом урочища Гончары-Кожемяки не осталось следа, только если в воздухе. С другой стороны, от Старокиевской горы на Подол ведет Андреевский спуск, пока еще не перестроенный и вдохновляющий, в частности, как уже говорилось, незабываемой Андреевской церковью:

  • "Сделать шаг - и оступиться,
  • Ослепиться крутизной.
  • Церкви каменная птица
  • Рвется в небо надо мной.
  •  
  • Словно девка с юной плотью,
  • Окаянна и бела,
  • Тянет в праздничном полете
  • К небу груди-купола!
  •  
  • А под ней - сумбур брусчатки,
  • В складках вымоин и ям,
  • Старокиевские хатки
  • По подольским берегам.
  •  
  • Вот он - водопад дороги
  • Первозданной крутизны!
  • Здесь языческие боги
  • Были веком сметены.
  •  
  • Здесь Владимира десница,
  • Государственно-мудра,
  • Направляла колесницу
  • Хваткой шкипера Петра.
  •  
  • Эта улочка кривая
  • В загустевшей тишине -
  • Сколько тайн она скрывает
  • В двадцати веках, на дне!
  •  
  • Сколько горечи былинной
  • Довелось тебе хлебнуть!
  • От погибшей Десятинной
  • К Пирогощей - долгий путь!
  •  
  • Я стою в ее верховье,
  • Этой улочки кривой,
  • Пьян от неба, от любови,
  • От истории живой..."

автор: Анатолий Лемыш. Церкви каменная птица. Из цикла о Киеве (Андреевская церковь)
Андреевская церковь
Андреевская церковь была построена в честь апостола Андрея Первозванного по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1754 году. Она выполнена в стиле барокко по проекту знаменитого архитектора Бартоломео Растрелли. Чтобы поставить храм на возвышенности с неустойчивыми насыпными грунтами и высоким уровнем грунтовых вод, строители возвели под ним жилое двухэтажное здание, выполняющее функции стилобата. Живописность фасадов, впервые объединяющих лепной декор и чугунное литье, усиливает яркая контрастная окраска стен. Андреевская церковь часто ремонтируется. Это связано с постоянными вынужденными работами по укреплению подвижного фундамента и отведению подпочвенных вод, а также с реставрацией фасадов и внутреннего интерьера. В наши дни туристам посчастливилось созерцать Андреевскую церковь именно в том виде, в каком ее проектировал Растрелли, благодаря реставрации 1978 года.

Андреевская церковь стоит в самом начале старинного пути, соединяющего верхнюю центральную историческую часть города с нижней частью. Дорога, ведущая в торговый Подол, получила современное название Андреевский спуск по построенной церкви. В наши дни Андреевский спуск представляет собой неширокую улицу-музей с неровной, крупной брусчаткой и является одной из главных достопримечательностей Киева. На улице в разное время жили и творили многие известные художники, скульпторы, композиторы, писатели, ученые. Вдоль улицы, в старокиевских домах, располагаются музеи, работающие художественные мастерские, галереи и театры, под открытым небом плотным рядом стоят сувенирные лавки. Со временем Андреевский спуск обрел и свои городские легенды. Одна из них сложилась относительно самого мистического здания на улице – замка Ричарда Львиное Сердце. Дом стоит пустым, в нем согласно народной молве издавна "не приживались" жильцы, которые слышали по ночам посторонние звуки: ужасные крики, стоны, плач и вой, видели привидения. Причину непонятных звуков объяснили "яичной скорлупой, которую кто-то засунул в дымоход". Это предание до сих пор тревожит горожан, которые не спешат обживаться в странном замке. По сей день он ремонтируется. Торговцы с Андреевского спуска к слухам о привидениях относятся скептически. Однако в пасмурную, грозовую погоду замок и вправду своей пустотой, дышащей из окон, наводит на особо впечатлительных людей пугающий морок.
пустующий замок Ричарда Львиное Сердце
В доме с номером 13 по Андреевскому спуску находится Литературно-мемориальный музей им. М. Булгакова "Дом Турбиных". Здесь с 1906 по 1919 годы жил писатель с родителями. Большая, интеллигентная и образованная семья среднего достатка занимала весь второй этаж дома – семь небольших комнат. Сюда же Булгаков "поселил" своих литературных героев из романа "Белая гвардия", в котором писатель описал события, происходившие в Киеве в 1918-1919 годах. По замыслу авторов музейной экспозиции в доме "живут" одновременно две семьи – Булгаковы и вымышленные писателем Турбины. В музее представлены сохранившиеся, оригинальные вещи Булгаковых и предметы мира Турбиных, которые возмещают утерянное, но, как и положено в искусстве, - в особом виде, воссоздавая декорацию романа. Турбинский мир отстранен от Булгаковского белым цветом. Он – ирреальный и в то же время неотделим от подлинных семейных ценностей Булгаковых. Отсюда постоянное перераспределение энергии, двуединый мир: попытка музейным языком передать творческий процесс, построенный на воспоминаниях. Здесь жизненной логике противопоставляется художественная, а привычные, реальные связи разрушены во имя создания новых, существующих только в пространстве искусства:

"Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому (Андреевскому) спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку... Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещилось маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:

- Дружно...живите".

- уже в Москве напишет Михаил Булгаков о своих киевских корнях...

продолжение

Киев - Старокиевская гора на Яндекс.Карте

версия карты для печати

Оставить отзыв

Теги для выделения текста: [b]Жирный[/b], [i]Наклонный[/i], [u]Подчеркнутый[/u]

Имя *:
Почта *:
Сайт:
Комментарий *:
Cообщения содержащие ссылки блокируются.
Последние комментарии
Путешествие на Валаам в ноябрьские праздники (часть первая)Спасибо Вам за рассказ, а то в большинстве своем про Валаам рассказывают про летние...
Путешествие на Валаам в ноябрьские праздники (часть первая)Роман, "далёкий" 2010-й )))
Путешествие на Валаам в ноябрьские праздники (часть первая)Интересно очень! А, какой год был? Надо указывать.
О культе или о бунте письменного слова?Многие годы спустя приходят с опытом. На стихотворение Маяковского "Надоело",...
Письмо обыкновенной немолодой женщины к женщине с комплексом СверхбабаЗамечательная статья, браво!
Rambler's Top100
RSS новости Bumerango.ru
]]>bumerango_vk]]>