Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Киев и его достопримечательности (маршрут второй)

начало

Сказ о том, как Русь веру православную выбирала

гривна с изображением Владимира Великого
"Жила-была в древнерусском государстве мудрая правительница. Называли ее Ольгой. Неизвестно откуда она родом, только ясно, что многие знатные особы восхищались ее сообразительностью, хитростью и строптивым нравом. В народе же ее любили и почитали, как святую защитницу и заступницу обездоленных и слабых. Рано Ольга лишилась поддержки, помощи и защиты своего любимого мужа. Жили они в согласии и доверии друг с другом и совместно правили Киевом, но пришло горе. Убили Игоря по указу старейшины обозленного племени древлян, с которых собирал он ежегодную дань, за алчность его, разорвав меж березами пополам княжеское тело. Узнав о кончине своего заступника, Ольга несколько раз обманом мстила и жестоко наказывала древлян, пока полностью не уничтожила в огне их главный град, а сама стала правителем земель, подчиненных Киеву.

Остался у Ольги от мужа только сын. Звали его Святослав Игоревич. Пока он рос, матушка заботилась о наследстве его, везде устанавливала правила и порядок, определяла оброки, устраивала погосты, куда могли съезжаться гости для торговых дел, постоянно объезжала земли, подчиненные Киеву. Поговаривали, что она - первая из правителей древнерусских отвернулась от родного язычества в чужих землях византийских, Царьграде Константинопольском, где крестили ее. Правда, строить храмы православные у себя на родине не стала, лишь в Новгороде один. Не силилась лишний раз возбуждать вражду междоусобную.

Может и благоволила княгиня Ольга к странствующим христианам в киевских землях, но вот сын ее, будучи взрослым, Святослав Игоревич, недолюбливал их, недооценивал подвижничество во имя Христа. Усмехался он над матушкой своей, правда больно любил и уважал ее за мудрость. После смерти первокрещеной княгини Ольги стал править в Киевской Руси сын Игорев. Святослав, унаследовав от отца доблесть воина и защитника своих земель, всю жизнь провел в походах и боях. Однажды коварные печенеги подстерегли Святослава, когда он возвращался домой, и убили. Из черепа князя по обычаю сделали чашу, и пили из нее хмельные напитки. А дальше сказ о легендарном Владимире Красном солнышке продолжается.

Было у князя Святослава Игоревича три сына. Третий сын Святослава родился от рабыни, которая прислуживала княгине Ольге. Он воспитывался в глуши, далеко от Киева и княжеского дома, и презрительно назывался робичичем – сыном рабыни. Однако князь Святослав не забыл своего младшего сына и одарил его княжескими привилегиями, передав в управление Новгород. После гибели князя Святослава Игоревича его старшие сыновья Ярополк и Олег пошли войной друг на друга, и Олег погиб. Вскоре Ярополк решил расправиться и со своим младшим, родным по отцу, братом Владимиром, который в то время правил в Новгороде. Он изгнал Владимира с Новгородских земель и поставил там своих наместников.

Бежавший из Новгорода Владимир не уступил власть Ярополку. Он набрал войско, освободил Новгород от наместников своего старшего брата и двинулся покорять Киев. Ярополк не сумел устоять против войска Владимира и сдал город. Так легендарный сын рабыни от язычески верующего отца и внук первокрещеной княгини Ольги сделался полноправным правителем Киева.

В первые годы правления Владимир поддерживал гонения на христиан, вера которых была чуждой ему, как и его отцу. В центре Киева, на Старокиевской горе, по его указу был создан пантеон языческих богов – Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши, кроме Велеса, которым все поклонялись вплоть до переломных событий в жизни Владимира.

А случилось то, что не давали покоя Владимиру и его подданным, участившиеся набеги со стороны соседствующих государств и племен. Ходили слухи даже, что стали приезжать к Владимиру разные послы-миссионеры, уговаривая его принять чужеземную веру, то мусульманскую, то иудаизм, то западное христианство. Каждый посол проповедовал о своей вере, каждый рассказывал о ее преимуществах, каждый старался убедить, что лишь его вера истинная.

Между тем обратились к Владимиру правящий император Византии и его брат Константин с просьбой о военной помощи. А была у них родная сестра – Анна, принцесса на выданье, завидная невеста царских кровей, чьей руки добивались правители соседствующих с Византией государств. Владимир согласился предоставить часть своей княжеской дружины для обеспечения порядка, пошатнувшегося в византийском государстве, а в обмен потребовал жениться на Анне, дабы заполучить царский титул и вовек не вспоминать о своем происхождении робочича.

Заручившись договором с Владимиром, византийский император обещал привезти Владимиру в качестве невесты свою сестру, но обманул его, ведь негоже византийской принцессе Анне за сына рабыни замуж выходить. Невесту подменили, чем вызвали страшный гнев у Владимира. Разъяренный Владимир двинулся в поход на Корсунь (нынешний Херсонес), захватил его, потребовал отдать ему Анну, а не то, Владимир грозился пойти на Константинополь. Испугался византийский правитель Василий и согласился выдать Анну замуж за Владимира. Однако Анна Византийская отказалась отдавать себя тому, кто расходится с нею по вере.

Стали уговаривать Владимира креститься и принять православную веру. Недолго думал Владимир, дабы получить царские привилегии. В слезах обреченная Анна привезла с собой в Корсунь греческих священников, которые и крестили Владимира, а после сыграли свадьбу по христианским обычаям. После свадьбы Владимир с Анной вернулись в Киев, где киевский князь стал покровительствовать распространению православной веры по убеждениям жены своей – первой древнерусской царицы. Так Владимир повелел возвести на Старокиевской горе храм Успения Пресвятой Богородицы, выделив на него десятую часть доходов своей княжеской казны, отчего церковь в народе стала называться Десятинной. Как бы то ни было, трудно недооценить роль женщины в крещении Киевской Руси.

Поговаривали, что после крещения Владимир перестал распутничать, а наложниц у него было несколько сотен. Основал первую образовательную школу. Принятая христианская вера помогла ему наладить дипломатические связи со многими европейскими государствами, укрепить границы своего государства. Похоронили Владимира и Анну в Десятинной церкви, которая впоследствии была разрушена ордами хана Батыя. На этом сказ заканчивается, потому что начинается совсем другая история".

В память о Владимире в Киеве в 1853 году был воздвигнут памятник, а живописный парк, на территории которого он стоит, называется Владимирской горкой. Это излюбленное место для прогулок и отдыха киевлян и гостей столицы Украины.
памятник Владимиру на Владимирской горке в Киеве
Парк Владимирская горка находится на верхней и средней террасах Михайловской горы. На обеих из них располагаются старинные беседки с чудесными видами на Днепр. На вершине стоит Михайловский Златоверхий монастырь.

После Владимира Великого власть в Киевской Руси перешла к его сыну Ярославу Мудрому. Ярослав правил 35 лет. За это время он значительно расширил древнерусское государство, объединив многие близлежащие земли. Киев, территория которого существенно увеличилась, при Ярославе Мудром стал одним из крупнейших городов. Центральный въезд в него был украшен Золотыми воротами.
Золотые ворота в Киеве
Золотые ворота предназначались для почетного въезда в город и находились в южной части Киева. Они служили главными воротами и были сооружены при Ярославе Мудром. Перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва сейчас наблюдаются в перепаде уровня Золотоворотского проезда. Ворота венчала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с позолоченным куполом и крестом, чтобы каждый подъезжающий к Киеву видел, что это христианский город. После нашествия Батыя (1240) ворота постепенно приходили в упадок. Тем не менее, еще около пяти веков они служили въездом в Киев. В 1982 ворота отстроили в предполагаемом первоначальном виде и превратили в музей. Древние руины оказались внутри нового сооружения, их можно осмотреть, купив билет. Рядом с Золотыми воротами находится памятник Ярославу Мудрому.
памятник Ярославу Мудрому в Киеве
При Ярославе Мудром были окончательно разгромлены войска печенегов, постоянно совершавшие набеги на Русь. В память о бесповоротной победе над ними Ярослав велел возвести в Киеве храм, получивший название Святой Софии – Премудрости Божией. Мастера создавали его как точную копию константинопольского собора, который в то время считался самым главным храмом христианского мира. Появление этого собора на киевской земле означало, что Русь не менее значима, чем Византия. В XI-XX вв. являлся главным храмом Киевской митрополии. В 1685-1707 собор Святой Софии перестроили в стиле украинского барокко. Во внутреннем убранстве храма сохранились древние мозаики, самая впечатляющая из них – мозаика Богоматери Оранты. Оранта – один из типов представления Богоматери, изображающий ее с поднятыми вверх руками, чуть раскинутыми в стороны, и с повернутыми ладонями к верующим. Такая молитвенная поза известна еще с очень древних времен. Образ Богоматери Оранты из Софийского собора еще наделяют эпитетом "Нерушимая стена" вероятно из-за того, что стена с мозаикой устояла с момента создания. Из фресковой стенописи в храме уцелело около 3000 квадратных метров. В соборе также можно увидеть саркофаг Ярослава Мудрого и его жены Ирины – дочери шведского короля Ингегерды, получившей имя Ирина при крещении в Новгороде. Сегодня Собор Святой Софии в Киеве внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать любой религиозной организации и проводить там повседневные богослужения. Истолковав данный факт, в своих целях, как "отлучение от церкви", Украинская Православная Церковь Московского патриархата отказалась совершать молитвы об Украине, проводимые в виде исключения в Софийском соборе в День независимости Украины раз в году.
Софийский собор в Киеве
Спустя несколько веков после возведения Софийского собора на его территории была построена колокольня по заказу гетмана Мазепы, пожертвовавшего на нее часть своих средств. За союзный договор со шведским королем Карлом XII против русского царя Петра I Мазепа был предан гражданской казни и анафеме. В наши дни создана специальная комиссия, которая до сих пор решает вопрос, ставшим принципиально политическим, о снятии когда-то наложенной анафемы с давно умершего и погребенного деятеля.
колокольня Софийского собора в Киеве
Благодаря вкладу Мазепы в архитектурное наследие Киева сегодня киевлянам и гостям столицы Украины с высоты второго и третьего ярусов красивой колокольни Софийского собора, выполненной в стиле украинского барокко, открываются панорамные виды города со всех четырех сторон. Вход на колокольню платный. Внутри нее на втором ярусе находится колокол "Мазепа", также отлитый по заказу и на средства гетмана. Он самый большой из всех сохранившихся, старинных бронзовых колоколов Украины.
колокол Мазепа
  • "Широко распахнуты ворота,
  • Липы нищенски обнажены,
  • И темна сухая позолота
  • Нерушимой вогнутой стены.
  • Гулом полны алтари и склепы,
  • И за Днепр широкий звон летит.
  • Так тяжелый колокол Мазепы
  • Над Софийской площадью гудит.
  • Все грозней бушует, непреклонный,
  • Словно здесь еретиков казнят,
  • А в лесах заречных, примиренный,
  • Веселит пушистых лисенят".

– по-своему переживала киевский период своей жизни Анна Ахматова, не раз позднее обращаясь в стихах и в душе к храму Святой Софии в суровые и тревожные годы.


Рядом с Софийской площадью находится Михайловская площадь, на которой сейчас расположен Михайловский Златоверхий собор – первый киевский храм в честь Архангела Михаила. Михайловская площадь была основана на месте одноименной горы, где ранее стоял Михайловский монастырь. Территория вокруг него когда-то была усеяна оврагами, о чем написала в 1911 г. в своих записях Анна Ахматова: "Необычен был Михайловский монастырь XI века - одно из древнейших зданий в России, - поставленный над обрывом, потому что каждый обрыв - бездна и, следовательно, обиталище дьявола, а храм св. Михаила Архангела - предводителя небесной рати - должен бороться с сатаной"...
Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве
Не устоял "перед обрывом" Михайловский монастырь. То, что не удалось в свое время разрушить Батыю, варварски уничтожили "его потомки" в 1934-1937 годах. После того, как столицу бывшей Украинской республики перенесли из Харькова в Киев, на Михайловской горе было принято решение строить административные государственные здания. Великой стройке мешал Михайловский монастырь. Перед тем, как его снести, ученым позволили снять с его стен древнейшие фрески и мозаики. Однако построить нечто более грандиозное на этом месте помешала Вторая мировая война и взорванный монастырь простоял в руинах до развала СССР.
Михайловский Златоверхий собор в Киеве
Со временем овраги были засыпаны, а на их месте появилась площадь. Сейчас заново восстановленный в девяностые годы прошлого века Михайловский Златоверхий монастырь принадлежит Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Он включает в себя Михайловский собор, духовные школы УПЦ КП. Мозаики и фрески, вывезенные в музеи Москвы и Санкт-Петербурга при сносе храмовых зданий в годы советской власти, были возвращены Россией в монастырь. Над воссозданием каждой детали нового Михайловского собора трудились лучшие современные мастера. Они с творческим воодушевлением буквально по крупицам восстанавливали внутреннее храмовое пространство. Лично меня заинтересовала одна настенная роспись, на которой Духовный Отец посылает своих ангельских помощников на защиту Великой Женственности, на которую постоянно покушается громадный дракон. В бой с драконом вступают лишь ангелы - светлые силы Духовного отца, а истинная женственность только принимает духовную помощь, сама не ввязываясь в драку. Как вам такая сюжетная линия внутреннего убранства души?

Некоторые продвинутые мастера, работающие над созданием духовного наследия Украины, привносят в иконопись символы и идеи, в последнее время интенсивно просачивающиеся в сознание современников, о священном и гармоничном союзе мужского и женского начал в космосе души. Они пытаются восстановить женскую суть до самого ее высочайшего уровня – божественного со-творца мужскому. Правда, такие иконы пока еще не получили основной канонический статус, но их можно наблюдать сегодня в некоторых храмовых помещениях Киева. Так, например, на Подоле в церкви Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощи) я увидела необычную икону с изображением "Тайной вечери", на которой мастер развил дальше мысль о том, что рядом с Иисусом по правую руку сидит женщина. Автор иконы выразительно объединил в круге одного ореола место соприкосновения головы (сознания) Марии Магдалины, склонившейся к руке своего наставника, и руку Иисуса, явно направленную в сторону чаши бессмертия. В другом храмовом помещении на территории Михайловского монастыря находится икона, на которой Иисус Христос и Дева Мария с младенцем на руках изображены стоящими рядом (на одном зрительном уровне) друг с другом, как нераздельная цельная семья и два равноправных партнера. Образы были скопированы автором из подземной церкви Дальних пещер Киево-Печерской Лавры, где они еще "разведены" по разным иконам. В российских храмах я пока не замечала лояльности к творческому отклонению от твердо установленного канонического письма. Это делает однажды официально принятые образы настолько малоподвижными в своем развитии, что среди застывшей, ставшей привычной символики ускользает изначально заложенный в нее глубокий духовный смысл.

Ну вот, пришло время рассказать о Киево-Печерской Лавре. Многие поколения паломников с благоговением целовали ее иконы, мощи святых и даже ее землю. История Киево-Печерской Лавры насчитывает девять с половиной веков. Жизнь Лавры зарождалась в пещерах, отсюда и ее название "Печерская". Еще во времена Ярослава Мудрого в небольшой пещере, устроенной в горе неподалеку от Киева, поселился скромный монах Антоний, своим духовным подвигом положив начало всему русскому монашеству. В 1051 году он вернулся в свое отечество со Святой Афонской Горы, где принял монашеский постриг. Жизнь в самом Киеве ему пришлась не по нраву, и монах избрал пещеру недалеко от урочища Берестовое, в которую до него удалялся для молитв первый русский митрополит Иларион. Пещера, после того как в ней поселился Антоний, стала привлекать горожан и киевскую знать, приходивших за благословением и духовным советом к мудрому старцу. Те же, кто стремился к монашеству, просили позволить остаться с ним. Поселившиеся в пещере иноки копали для себя новые кельи, соединив их длинными ходами, и там же устраивали подземные церкви. Вскоре пещера стала многолюдной для Антония, искавшего уединения, и он удалился на соседний холм, где выкопал новую келью, положив, таким образом, основание целому комплексу пещер, названных впоследствии Ближними. Первоначальные пещеры получили название Дальних.
Киево-Печерская Лавра
С увеличением числа иноков пещеры стали тесными для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний попросил у киевского князя Изяслава Ярославовича всю гору над пещерой. Так возник наземный монастырь.
церковь Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерской Лавры
После погребения в пещерах Антония здесь стали хоронить и братию. Сегодня, как и прежде, в пещерах царит полумрак усыпальницы. В узеньких коридорах, в маленьких кельях и храмах стоят гробницы с мощами святых, в нетлении которых можно убедиться воочию. Их коснулась смерть. Как и все смертные, они переступили порог вечности, но тела их за сотни лет не истлели. Смысл почитания мощей основывается на учение о высоком предназначении человеческих тел, как храмов Святого Духа, к участию вместе с душами в жизни вечной. Здесь покоятся 122 святых, среди них первый летописец Руси Нестор, былинный богатырь Илья Муромец (преподобный Илия из города Мурома), прочие целители, затворники, воины и выдающиеся церковные деятели. Мощи же самого основателя пещер Антония до сих пор остаются скрытыми под завалами земли. По преданию, провидя приближение своей смерти, Антоний простился с братией и удалился в пещеру, в которой сам выкопал себе место погребения. Наставник запретил монахам следовать за ним, а когда он несколько отдалился от них, внезапно за ним обвалилась земля. Иноки хотели откопать останки, но, то огонь из-под земли, то вода, препятствовали их намерению. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения Антония, помешали огненные искры, которые начали появляться во время раскопок.
Свято-Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской Лавры
После периода разорения в годы советской власти, коснувшегося почти всех храмовых сооружений, дренажная система в Пещерах была нарушена, в подземных коридорах стояла вода. Святые мощи были завернуты в простую тонкую материю. Все прежнее церковное облачение из-за сырости прогнило, и было заменено дешевой тканью работниками музея (из Киево-Печерской Лавры в советские годы сделали музей). Церковные алтари использовались вместо складов. Многие мощи были открыты, так что экскурсанты могли свободно дотронуться до них. Был случай, когда посетитель отломал палец у одного из преподобных, после чего раки стали закрывать стеклом. Кроме пещер с мощами, в Киево-Печерской Лавре находятся многие святыни, почитаемые православными верующими. На территории монастыря сейчас имеются гостиница, принимающая паломников, скромная, недорогая и достаточная столовая, два колодца с часовнями преподобных Антония и Феодосия, смотровая площадка, музеи, духовные школы, благоустроенные природные аллеи.

Свое повествование хочется завершить небольшой заметкой о действующем, женском Флоровском монастыре на Подоле у подножия Замковой горы. Свято-Флоровский Вознесенский монастырь – одна из древнейших женских обителей Киева. Точное время его основания неизвестно. Впервые монастырь упоминается в грамоте польского короля Сигизмунда Августа II, датированной 1566г.
Флоровский монастырь в Киеве
С основания Флоровский монастырь славился благочестивыми подвижницами. В XVII-XVIII веках в нем принимали монашеский постриг женщины, принадлежащие преимущественно к высшему кругу. Здесь же, во Флоровском монастыре приняла иноческий постриг с именем Нектария княгиня Н.Б. Долгорукова, дочь сподвижника Петра I фельдмаршала графа Б.П. Шереметева и вдова казненного во времена Бироновских гонений князя И.А. Долгорукова.

В 1811 году сильный пожар, который полностью уничтожил Подол, нанес значительный ущерб Флоровскому монастырю. На колокольне плавились колокола, постройки были уничтожены, от дыма и огня погибли многие насельницы обители. На восстановление ее император Александр I ассигновал 130 тыс. руб., что позволило заново отстроить две церкви. С установлением советской власти на Украине имущество монастыря разграбили, а сам монастырь в 1929 году закрыли. Свою деятельность он возобновил с 1941 года, во время немецкой оккупации, и с тех пор не закрывался. Это был единственный монастырь в Киеве, который не пострадал от взрывов и сноса. Однако с 1960 гг. вплоть до 1980 гг. власти запретили монахиням проживать в монастыре. Им приходилось снимать жилье, работать няньками в семьях, санитарками и уборщицами. А после работы они спешили в монастырь на послушания. В начале 80-х годов стало возможным принимать молодых послушниц, но прописывали их за пределами Киева – в Чернобыле, Вышгороде.

Монашеская община арендует 30 гектаров земли в Мироновском районе: выращивает пшеницу, гречиху, подсолнечник, картофель и другие культуры. Повседневная жизнь сестер проходит по уставу, принятому Киево-Печерской Лаврой. В монастыре вплоть до нашего времени сохранились древние традиции. Одежда флоровских монахинь сохраняет старинный покрой. Так, например, камилавки – высокий головной убор – представляют собой шапочку из бархата, с меховой опушкой – такие описывались иностранными путешественниками, приезжавшими в Киев в XVII веке.

Рядом на Притисско-Никольской улице находится очень интересный музей-аптека. Заглянем туда обязательно в следующий приезд, а полюбоваться фотографиями внутренних музейных помещений можно на страничке http://travelua.info/kiev-muzej-apteka.html. На одной улице с Флоровским женским монастырем, точно напротив, разместилась часть МВД. Дружно маршируют мужчины в форме! Честь насельниц под надежной охраной.

Киев на Яндекс.Карте

версия карты для печати

Оставить отзыв

Теги для выделения текста: [b]Жирный[/b], [i]Наклонный[/i], [u]Подчеркнутый[/u]

Имя *:
Почта *:
Сайт:
Комментарий *:
Cообщения содержащие ссылки блокируются.
Последние комментарии
О культе или о бунте письменного слова?Многие годы спустя приходят с опытом. На стихотворение Маяковского "Надоело",...
Письмо обыкновенной немолодой женщины к женщине с комплексом СверхбабаЗамечательная статья, браво!
Миф о мозге Эйнштейна от Ролана Бартаэмигрировал, и он эмигрировал, сплетничают, что в Швецию
Джан-КутаранСветлана, спасибо за уточнение
Джан-КутаранДжан Кутаран не находится на мысе Киик Атлама,он располагается на хребте Биюк-Янышар.
Rambler's Top100
RSS новости Bumerango.ru