Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Пещерные города Крыма. Тепе-Кермен

Я рада, что снова пишу о Крыме. Туристический маршрут в этом году разрабатывали таким образом, чтобы сначала ознакомиться с достопримечательностями Юго-Западного Крыма. Затем, продолжая автопробег по трассе Севастополь-Ялта-Симферополь, посетить "Храм Солнца" в самой южной части Крыма и завершить путешествие по горному Крыму знакомством с урочищем Демерджи. Потом нежились на побережье Азовского моря в Восточном Крыму, как в прошлом году. Отпуск всего две недели, и очень хотелось провести его эффективно, с яркими и незабываемыми впечатлениями.

Исключительно живописные места Юго-Западного Крыма находятся несколько в стороне от самых популярных туристических маршрутов. Однако они представляют собой интереснейший с культурно-исторической точки зрения регион. На территории Крымского лесостепного предгорья в Бахчисарайском районе сохранились древние пещерные поселения (города) – одни из самых впечатляющих сооружений давно минувших эпох. Это своеобразные музейные комплексы под открытым небом. Пещерные города начинали строить еще потомки тавров и скифов. За многие столетия не раз менялся этнический состав населения и статус пещерных городов. Временами такие поселения становились важными административными и хозяйственно-культурными центрами целых регионов, возле которых проходили основные торговые пути.

Особенностью пещерных городов является тот факт, что об этих уникальных памятниках крымской истории, существовавших еще на рубеже новой эры, нет ни единого прямого упоминания в летописных документах вплоть до XIV века, а то, что было написано о них после, лишь предположения, догадки и констатация уже покинутого и заброшенного состояния пещер, которое можно наблюдать и сегодня современным туристам. В этом, наверное, и заключается притягательный магнетизм и волнующий воображение интерес к миру далеких предков, оставивших после себя загадочные руины и уникальные постройки. Посещение пещерных городов Крыма не оставляет равнодушными ни романтиков, ни искателей острых ощущений и приключений, ни просто туристов, тем более, проходит оно в окружении красивейших и неповторимых природных ландшафтов с дальними, захватывающими дух перспективами.

Первый день нашего путешествия

Мы решили начать знакомство с пещерными городами Крыма с Тепе-Кермен. Почему не с Чуфут-Кале или Баклы? Во-первых, понимали, что за короткое время невозможно посетить все пещерные города Крыма, некоторые из них "будут ждать нашего приезда" до следующих лет, а те, которые мы посетили в этом году, возможно, повторного посещения, так как не все удалось посмотреть. Во-вторых, поселение Чуфут-Кале возникло в более позднее время, предположительно с середины XIV века, соответственно является наиболее изученным историками и археологами. В-третьих, так изначально задумывался наш туристический авто маршрут.

На машине к Тепе-Кермен нужно ехать через село Машино и, проехав от села еще около 1,5 км, свернуть влево, на грунтовую дорогу. До долины реки Качи через Бахчисарай мы добрались уже поздним вечером, когда стемнело. Искать платный ночлег в ближайших селах не стали, хотя знали, что в этом районе есть туристические базы. Когда свернули на грунтовую дорогу и через несколько метров поняли, что она сильно размыта, в темноте легко застрять или разбить машину, оставили идею заночевать у самого подножия Тепе-Кермен. Мы выбрали место непосредственно рядом с грунтовкой, благо там никто по ночам не ездит. Разбили палатку, детей отправили спать в машину рядом. Ночное небо было в тот день особенно восхитительным: ясное, яркое, переполненное звездами и звездными туманностями. Я не успевала загадывать желания, так часто приходилось ловить взглядом падающие звезды. Недалеко от поверхности земли пролетали светлячки, крошечные тельца которых в темноте светились зеленым, словно точечные фонарики. Из Машино доносился незатихающий лай собак, который прерывал сон. Наутро, проснувшись, мы окончательно приняли решение идти пешком по грунтовой дороге до Тепе-Кермен. Местные жители, конечно, ездят по раздолбанной и глубоко размытой колее, но мы не рискнули.
на пути к Тепе-Кермен
От нашей временной стоянки рядом с грунтовкой до места, с которого непосредственно начинается подъем на Тепе-Кермен, было около 2-3 км. К Тепе-Кермен можно пройти пешком и из Бахчисарая, от Ханского дворца, мимо турбазы "Привал", и через Михайловское лесничество. Подъем на Тепе-Кермен идет по северо-восточному склону, остальные склоны труднодоступные или неудобные. Это мы проверили на себе. С одной стороны, осваивать тропы без проводника увлекательно, ощущаешь себя "первопроходцем", а с другой стороны, даже при подробном описании пути в интернете можно ошибочно выбрать другую тропу и потерять время и силы. В некоторых безлюдных и труднодоступных местах Крыма вообще небезопасно, поэтому помощь проводника считается обязательной.

Конечно, Тепе-Кермен не относится к таким местам, однако нас угораздило свернуть на тропу восточнее основного подъема. Поняли мы это, когда уже на 2/3 преодолели подъем. Дальше лезть, особенно с пятилетней дочкой, не захотелось, учитывая, что до этого приходилось чуть ли, не ползком, на четвереньках преодолевать неустойчивый и скатывающийся под ногами грунт. Мы спустились и нашли основную тропу, до которой не дошли немного меньше километра. Там же дежурили работники заповедника, собиравшие плату за вход на Тепе-Кермен.

С этого места подъем осуществляется по раздваивающейся тропе. Левее она круче, по ней мы поднимались. Приходилось цепляться за корни деревьев, поэтому желательно взять с собой палку, чтобы можно было опираться. Однако эта тропа показалась нам гораздо легче той, по которой мы полезли вначале. Обратно спускались по тропе справа, она самая удобная. В нашей семье после всех "петляний" даже забавная присказка появилась: "Если вы экстремал, то забирайтесь на Тепе-Кермен с юго-запада или юга, если почти экстремал, то на развилке по основному подъему выбирайте левую тропу, если не экстремал, то держитесь правее. А если вы вообще не любите прикладывать усилия, то оставайтесь дома перед телевизором".
на пути к Тепе-Кермен
Пещерный город Тепе-Кермен до сих пор является наименее исследованным, несмотря на свое удачное расположение и близость к населенным пунктам. Поселение представляет собой трехуровневую систему пещерных сооружений на вершине горы-останца, бывшей составной частью Внутренней гряды Крымских гор. Размещаясь на самом скромном по площади плато, всего 1,2-1,3 га, городище Тепе-Кермен имеет около 250 хорошо сохранившихся пещерных помещений разного назначения: погребального, культового, хозяйственного и оборонительного. По насыщенности искусственными пещерами Тепе-Кермен занимает первое место среди памятников подобного рода, по количеству таких сооружений уступает только Эски-Кермену.

Северо-восточный склон Тепе-Кермена занимает некрополь, первые погребальные сооружения которого ученые относят к VI-VII вв. нашей эры. Конструкция некоторых склепов состояла из одной или нескольких погребальных камер и дромоса, вход в склепы закрывался плитой. Такой вид захоронений существовал еще в тавро скифской традиции. Кстати, среди вещей, раскопанных на месте Тепе-Керменских захоронений, нашли нащечную пряжку от конской сбруи IV в. до н.э. в виде стилизованного изображения барана. Вполне возможно, эта вещица – амулет, принадлежность скифской или более поздней скифо-сарматской культуры. Что самое интересное, на соседнем с Тепе-Кермен плато Хыс-Хулен-Бурну археологами было обнаружено поселение, сегодня называемое Кыз-Кермен. Это место нечасто посещается туристами, хотя имеет очень давнюю историю. При археологических раскопках здесь нашли остатки скифских укреплений, датируемых IV в. до н.э.- II в. н.э., просуществовавших до вторжения готов в Крым в III в. н.э..

Весьма загадочным является то, что на плато Хыс-Хулен-Бурну практически нет искусственно высеченных пещерных сооружений в отличие от их изобилия на Тепе-Кермен. Это предположительно говорит о том, что для местного этноса Кыз-Кермен было не характерным высекание искусственных пещер для проживания. Скорее всего, изначально на плато Хыс-Хулен-Бурну находились хорошо укрепленная крепость и развитое городище с высоким статусом, а соседнюю возвышенность Тепе-Кермен использовали исключительно для захоронений.

Все это дает основание предположить, что Кыз-Кермен и Тепе-Кермен были составляющими единого древнего культово-административного центра, а пещерное поселение на Тепе-Кермен возникло позднее, по версии археологов и историков в VI веке нашей эры. Расцвет же пещерного города Тепе-Кермен пришелся на период с IX по XIII вв. н.э., возможно, когда влияние культовых слоев, населявших Хыс-Хулен-Бурну, стало переходить к культовым слоям, населявшим Тепе-Кермен.

Может быть, это произошло в результате переселения на Тепе-Кермен монахов раннего христианства, которые в скалах высекали пещеры, превращая их в храмы, кельи и святые места, монастырские комплексы, отсутствующие в скифской культуре. Скифы высоко ценили только места своих захоронений и в основном поклонялись могилам своих умерших со всей страстью и преданностью. Древнегреческий историк Геродот удивлялся отсутствию у скифов изображений богов, алтарей и храмов, и действительно, за исключением весьма скромных акрополей позднего периода в скифских городах, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний. Таким образом, он, вероятно, был прав, полагая, что для отправления религиозных ритуалов скифы собирались в условном месте и уходили оттуда по их окончании, но при этом они не считали, что проведенная церемония каким-то образом освятила то место, где ее проводили.

Местное, коренное и пришлое, смешанное и многокомпонентное, состоящее из аланов, сарматов, готов, скифов, население горных районов, среди которых были еще сильны традиции язычества и влияние раннего тавро скифского культа, стало приобщаться к христианскому культу. Особенно быстро распространялось христианство среди крымских готов. Авторитет монахов и ранних христианских монастырей возрастал, что нашло отражение в изменении характера захоронений на Тепе-Кермен. На территории некрополя северо-восточного склона появляются надгробные камни с изображением креста, датированные VIII-X вв. н.э.. Постепенно склепы некрополя переходят в могильники с плитовыми, а позднее и грунтовыми могилами, характерными для греко-византийского периода.

Среди множества крымских легенд, существует сказание о Кыз-Кермене и Тепе-Кермене. Согласно этой легенде, некогда Кыз-Кермен (в переводе с тюркского "Девичья башня") был хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала дочь-красавица. А князь и его войско соседней возвышенности Тепе-Кермен, непрестанно чинили обиду городу, грабя торговые караваны, подчиняя жителей окрестных поселений. Чтобы наладить мир, старейшины Кыз-Кермена решили поженить дочь и молодого наследника замка Тепе-Кермен. Молодые согласились, но между ними возник спор. Молодой наследник замка Тепе-Кермен потребовал, чтобы невеста пришла к нему в замок, но она была горда и своевольна, и считала, что жених должен явиться к ней первым. Старейшины порешили устроить встречу на нейтральной территории. Они соорудили мост через овраг-пропасть между Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, приглашая будущих возлюбленных в сопровождении подчиненных дружин встретиться на нем. Но дойдя до середины моста, девушка, вспомнила старые обиды, нанесенные ее народу, сгоряча выхватила нож и убила жениха. Дружина, находящаяся при расправе над молодым наследником Тепе-Кермен, вмиг зарубила девушку, затем между враждовавшими друг с другом дружинами разгорелась потасовка, мост обрушился и все упали в обрыв.

В этой легенде с глубоким сакральным смыслом можно провести любопытные параллели, связанные с историей развития данного региона. Тюркское название Кыз-Кермен ассоциируется с народностью, ранее поклонявшейся Деве – главному божеству матриархата. Этот народ, поддерживающий культ Девы, изначально проживал на данной территории. Жених с Тепе-Кермен в легенде символизирует новый культ, патриархат. Возможно, он берет начало с вторжения готских племен в исследуемую область, которые, как в древности и полагалось, грабили священные захоронения местного населения с целью наживы, а с появлением нового вероисповедания на Тепе-Кермен стали его последователями. Та, единственная, искусственно созданная пещера в обрыве плато Хыс-Хулен-Бурну, была высечена уже в период существования монастырского комплекса на Тепе-Кермен. Это наглядно следует из внутренних деталей и обустройства пещеры, а также ее направленности в сторону Тепе-Кермен, что тоже символично. Скорее всего, в ней проживал монах-отшельник из монастыря на Тепе-Кермен. Чтобы посетить эту пещеру на Кыз-Кермен, надо рискнуть спуститься по стертым ступеням в обрыве скалы, что по описаниям очевидцев доставляет такую сильную и неповторимую гамму эмоций, намного превосходящую, чем, целый день лазания по Тепе-Кермен и Эски-Кермен. Эта пещера, как своеобразная монашеская жертва женственности (чему? или чего?, совершенно неважно по причине одного и той же морфемы-окончания) – бессмысленный или совершенно исключительный аскетический подвиг на грани хрупкости высокой жизни и искушающего смертельного лика перед неотвратимой пропастью?
пещера монаха-отшельника на плато Хыс-Хулен-Бурну
Но вернемся к описанию пещерного города Тепе-Кермен, чья хозяйственная направленность видна сразу. Большинство пещер использовалось для всесезонного содержания скота, поэтому это поселение часто называют "городом скотоводов". В скальных помещениях, предназначенных как хлева и загоны, насчитывается большое количество вырубленных в стенах и на полу разных видов кормушек. Простые скотоводы проживали в одних и тех же помещениях с животными. Загоны с кормушками и каменными петлями привязи продолжаются небольшими прямоугольными нишами или овальными комнатками с входными проемами. Некоторые входы находятся сразу за кормушками, оснащены подрубками под деревянные рамы и пазами для засовов. Такие ниши и комнатки служили спальнями для людей, которые закрывались на ночь в этих скромных уголках, а животные теплом своих тел согревали их от холода. В пещерах можно наблюдать около стенные или напольные углубления для очагов, где готовили пищу и поддерживали огонь для обогрева помещений.
пещера на Тепе-Кермен
На плато городища ведут главные северо-восточные ворота. В древности здесь была построена дорога в три марша. Остатки от нее при желании можно проследить на заросшем лесом склоне. На Тепе-Кермен ученые выделяют три храма. Один из них располагался у главного входа, от него осталась комната с полукруглыми арочными нишами в стене и с вырубными могилами и костницами. Скорее всего, это церковное помещение было частью многокомнатного комплекса. В метрах пятидесяти к северу, на втором ярусе была вырублена церковь с ризницей. Попасть в нее можно, не поднимаясь на плато. В неприметном с тропы храме у восточной стены располагалась алтарная апсида, а южная стена имела вход в скругленное помещение, определенное учеными как ризница. Вдоль стен церкви были устроены скамьи, а в полу и нише стены - могилы. Здесь же можно увидеть надпись на греческом языке и изображение с древнееврейской надписью (возможно оставленное неким караимом при посещении церкви в более позднее время). Считают, что эти две церкви появились на последних этапах жизни пещерного города, в XIII-XIV вв. н.э..
изображение с древнееврейской надписью в церкви с ризницей - фото с luant.index.msk.ru/tepekermen
Визитной карточкой Тепе-Керменской обители является церковь с крещальней (баптистерием). Ее возникновение большинство относит к VIII веку нашей эры, однако некоторые ученые датируют ее первыми веками христианства. Особенностью храма является его поперечное расположение с вынесенной внутрь алтарной преградой. Гайдуков Н.Е.: "Храм в плане вытянут, но не с запада на восток, как это бывает обычно" (примеч. авт. у христиан), "а с севера на юг" (примеч. авт. как у караимов). Еще одна загадка Тепе-Кермен. Уж не намек ли это на времена укрепления Хазарского каганата в Юго-Западном Крыму и ослабления Византийского влияния? Тогда еврейские надписи можно связать с проживанием караимов на возвышенности Тепе-Кермен в поздний период существования пещерного города и использование ими церкви в своих целях, а потом они переселились на более укрепленный Чуфут-Кале после золотоордынского нашествия в Крыму.

С одной стороны, археолог А.Л. Якобсон отмечал, что архитектурное решение с поперечным расположением нефа было характерно для византийского востока, в отличие от столичного византийского стиля. По другой из версий в церкви с баптистерием изначально стояла перегородка, отделяющая помещение с крещальней. Это может свидетельствовать в пользу древнего происхождения храма, т.к. в ранние времена христианства некрещеный человек не имел права входить в храм и крещение проводилось в отдельно сооруженных при храмах крещальнях. По этому поводу высказывается П. Бабенчиков, исследовавший церковь в 1940 году: "В старину вся восточная часть пещеры до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной".
церковь с крещальнейкрещальня
Что же на самом деле скрывает Тепе-Кермен? Пещеры горы-останца разного происхождения: отчасти они относятся к христианскому монастырю, отчасти к укрытиям караимов, отчасти к хозяйству феодального замка X-XI вв., может быть и то, и другое здесь существовало одновременно? Как считает Гайдуков Н.Е.," это вообще характерно для Крыма - возможность жить сообща, всем вместе, относительно не стесняя других". (Путеводитель по пещерным городам Крыма).

Обзор пещерного города Тепе-Кермен мы закончили к трем часам дня. Вернувшись к машине с толстым налетом придорожной пыли, я поняла для себя, что вторую ночь хотела бы провести в гостиничном номере и обязательно с горячим душем. Поэтому, мы стали собираться в Баштановку, чтобы выяснить, где пообедать и найти платный ночлег.

Сразу при въезде в село Баштановка висит рекламный щит о частной гостинице. Чтобы добраться до нее, надо на перекрестке сразу после магазина возле моста повернуть направо и ехать до самой гостиницы вдоль узкой дороги мимо жилых кварталов. Гостиницей управляет местный татарин, мы осмотрели номера, спросили цену (280 гривен в сутки за трехместный номер). Дальше решили прокатиться до турбазы "Алимова балка" – местный v.i.p. курорт украинской "швейцарии" с развлечениями. Там цена номеров варьировалась от 350 гривен/сутки до 1000 гривен/сутки. Самый дешевый номер был с душем в общем коридоре, и кроватей в номере оказалось всего две. Условия оказались хуже, чем нам до этого предлагал татарин. Учитывая, что мы нуждались только в ночлеге без развлечений и досуга, нам дали адрес еще одной местной частной гостиницы на окраине села Баштановка, в противоположной стороне от "татарской" и сказали, что номер в ней с четырьмя кроватями будет стоить 180 гривен/сутки (Крым, с.Баштановка, ул. Уютная, д.12., Анатолий Железный, телефон 066-385-4994). Зато в Алимовой балке находился ресторан, где мы плотненько пообедали, восстановили силы, и отправились на Качи-Кальон.

Тепе-Кермен на Яндекс.Карте

версия карты для печати

Комментарии

10.02.15
Сергей
Это вы всё узнали один раз поднявшись на гору? :)
Отличный отчёт. Конкретный. Просто руководство к действию. Честно, на ссылку попал случайно, не понял даже какой это год.
Что касается посещений пещерных мест Зап. Крыма - ни к оному не подъехать так просто на машине, тем более не машине, удалённой от дома на пару тыс. км, и лишние риски не нужны. Как вы решаете вопрос, где её пристроить на время восхождения?
Спасиб.
12.02.15
]]>Анна]]>
Сергей, по поводу машины обычно договариваемся с местными жителями и оставляем ее в их дворах за воротами или перед воротами под их присмотр за определенную плату. Можно рассматривать и такой вариант: в крупно-населенных пунктах оставить на охраняемой городской автостоянке, а дальше общественным транспортом до ближайшей тропы. Но что-то мне плохо припоминается наличие таких стоянок, поэтому можно в качестве них принять во внимание парковки гостиниц и отелей, такие же автостоянки за плату. В общем, приезжаем на место, осматриваемся, делаем выводы и действуем по сложившейся ситуации. :)Если не хочется идти пешком, местные жители, облазившие всё кругом в раннем детстве, могут по договоренности на своих уазиках довезти по грунтовке вплоть до основного подъема к пещерному городу или на любую понравившуюся гору, и даже устроить экскурсию по ней. Добраться можно куда угодно, был бы искренний интерес и силы. В этом плане представляют интерес и другие пещерные города, Эски-Кермен, Бакла,... Там же на месте, в Крыму, приобретаем путеводители и другую, связанную с жизнью Крыма, литературу. Относительно пещерного города Эски-Кермен могу посоветовать почитать книгу С.В. Харитонова "Древний город Эски-Кермен. Археология, история, гипотезы"., в Бакле удивительные свои, "фирменные" детали в виде высеченных в скалах рисунков, да много чего, ... В свое время были изданы путеводители Анатолия Гуськова "Край пещерных городов. Карманная энциклопедия туриста" и "Атлас пещерных городов Крыма. Путешествие к строителям и обитателям пещер" - полное описание, крупномасштабные схемы, фотографии.
26.07.16
Кыз-Кермен относят к пещерным городам, потому что здесь есть искусственные пещеры , которые использовались человеком для своей жизнедеятельности. Их на Кыз-Кермен три. Они расположены в восточном обрыве и очень труднодоступны. Мы не смогли попасть ни в одну из них.
26.07.16
]]>Анна]]>
есть те, кто смог попасть))) хттпс://golovina14.narod.ru/ Kizkermen.html - хороший сайт, между прочим, много всего про тропинки в Крыму, мы по описаниям отсюда в свое время по 147 тропе прошли, спуском с Тырке в Хапхал и с ребенком, что не рекомендовалось. Спуск в пещеру на Кыз-Кермен, конечно, гораздо - о круче, кто бы сомневался) монашеский экстрим и романтика, не каждому даётся... не каждым берётся...

 [1-4] 

Оставить отзыв

Теги для выделения текста: [b]Жирный[/b], [i]Наклонный[/i], [u]Подчеркнутый[/u]

Имя *:
Почта *:
Сайт:
Комментарий *:
Cообщения содержащие ссылки блокируются.
Последние комментарии
Путешествие на Валаам в ноябрьские праздники (часть первая)Спасибо Вам за рассказ, а то в большинстве своем про Валаам рассказывают про летние...
Путешествие на Валаам в ноябрьские праздники (часть первая)Роман, "далёкий" 2010-й )))
Путешествие на Валаам в ноябрьские праздники (часть первая)Интересно очень! А, какой год был? Надо указывать.
О культе или о бунте письменного слова?Многие годы спустя приходят с опытом. На стихотворение Маяковского "Надоело",...
Письмо обыкновенной немолодой женщины к женщине с комплексом СверхбабаЗамечательная статья, браво!
Rambler's Top100
RSS новости Bumerango.ru
]]>bumerango_vk]]>