Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Троица и Духов День

Нежные лепестки майских анемон опадают под дуновением июньского ветра, пахнущего свежескошенной травой и сеном. На клумбах благоухают пышные ирисы, окрашенные в самые удивительные сочетания фиолетового и желтого, бордового и розового, распространяя вокруг изысканный ароматный шлейф. Начинают зацветать розы и многие лекарственные травы. По ночам поют птицы, трели которых слышны даже при закрытых окнах. Природа в фазе Прекрасной Девы наполнена силой и желанием "вить гнезда". Она уже готова стать Женой и Матерью. Конец мая и июнь – период наивысшего расцвета природы и ее оплодотворяющей способности, поэтому и праздники, приходящиеся на это время, символизировали благодать, изливающуюся на все живое в виде света, тепла и питающей влаги.

В наши дни один из известных в России праздников весенне-летнего периода – это Троица. Он происходит от иудейского праздника, отмечавшегося на пятидесятый день от еврейской Пасхи. Изначально Пятидесятница (церковное название) была установлена в память о Торе - законе, который был дан евреям на Синае после их скитаний в связи с уходом вместе с Моисеем из Египта. Христианским этот праздник стал, когда на пятидесятый день после Пасхи ученики Иисуса собрались вместе и стали свидетелями внезапного шума и ветра с неба, который они приняли за сошествие Духа. Онемевшие апостолы вдруг заговорили "на иных языках, как Дух давал им просвещать". Именно этот день считается днем рождения христианской церкви.

Так еврейская Пятидесятница стала и христианским праздником – днем Святого Духа. В православной традиции один праздник приходится на два дня: День Святой Троицы или Троицы, как его принято называть в народе, который празднуется на 49 день от новой Пасхи, дня воскресения из мертвых Иисуса Христа, и День Святого Духа (Духов День), отмечаемый на 50 день от Пасхи. Дата Пасхи рассчитывается от первого весеннего полнолуния, следующего за весенним равноденствием.

Церковь и дома на Троицу украшают ветвями березы, пол застилают скошенной травой и цветами. Сегодня церковные служители рассматривают цветы и зелень, как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм, как выражение радости и благодарности Богу. Такое украшение церкви на Троицу было заимствовано из языческих весенне-летних праздников и обрядов, ранее проводившихся в народностях, проживающих на территории нынешней России. До ведения христианства наши предки поклонялись множеству богов и духов, среди которых важное место занимали растительные духи. Полагали, что от них зависит здоровье и благополучие людей, урожайность полей, плодовитость скота. Растительным духам отводилась роль защитников от козней нечистой силы. Стремясь заручиться их поддержкой, люди старались задобрить их, устраивали праздничные торжества. Поскольку растительные духи связаны с травами и деревьями, то считается, что сила, заключенная в цветущих растениях и молодых деревьях, переходит к человеку и оберегает его весь год до следующего празднования.
Церковь в праздник Святой Троицы
Наибольшее предпочтение отдавалось духам, обитавшим в березе – дереве, которое чаще всего встречается в наших лесах. У многих народов она олицетворяла мировое дерево. В некоторых традициях береза символизировала ритуальную чистоту, женское начало и плодовитость, удачу и благополучие, служила оберегом, особенно после ритуальных действий некоторых весенне-летних праздников. С другой стороны, она была связана с женскими персонажами вредоносной и нечистой силы, а также с душами умерших людей, то есть служила как символом жизни, так и смерти.

Обряды с участием березы проводились на праздник Семик, который завершал весенний цикл посевных и пахотных работ и знаменовал начало нового важного этапа – цветения и колошения хлебов. Этот праздник еще называют девичьим. Расцветшая природа, готовая к оплодотворению, ассоциировалась с девушками, достигшими брачного возраста. Девичьи и женские обряды, проводимые в Семик, имели инициационные мотивы, подготавливающие сознание девушек к брачному периоду их жизни.

Обычно семицкие празднования начинались так. Девушки гурьбою шли в лес или в рощу. Там они выбирали березку, которую нарядно украшали цветами, венками, лентами. Проводился обряд завивания дерева, ветви березы скручивались друг с другом, заплетались в косы, пригибались (поклонялись) к земле, также олицетворяющей женское начало. В некоторых областях России березку срубали, приносили в село или на поле, устанавливали на видное место, устраивали под ней праздничную трапезу с пирогами и яичницей. Все это сопровождалось хороводами и пением обрядовых песен, дошедших до наших дней, как например, "во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла". По окончании празднований березу развивали, снимали с нее украшения, иногда дерево и венки пускали по воде, загадывая желания, толкуя на разные лады их исполнение по положению в воде.
плетение венков на Троицу
загадывание желаний при опускании венков на воду
пускание венков на воду
Возможно, семицкие торжества восходят к празднествам в честь Адониса и его аналогов, поэтому празднования включали в себя не только культ растительности и девичьих гуляний, но и поминовение усопших. У отдельных народностей России праздник в прошлом носил исключительно поминальный характер. В некоторых деревнях Центральной России семицкие празднования завершались обрядом "отпевания" березки, которую считали еще и местом обитания душ умерших. Приглашали священника, который проводил молебен и обрызгивал деревце святой водой. На сегодняшний день практически повсеместно поминальная обрядность с Семика перешла на Троицкую родительскую субботу. Однако народ посещает кладбища и в воскресение, на Святую Троицу.

Семицкая (троицкая) неделя еще называлась зеленою, русальною. Согласно поверьям восточных славян, русалки – особые духи, обитающие в воде - души девушек и молодых женщин, умерших некрещеными или до замужества и похороненные без отпевания, а также покончившие жизнь самоубийством, утопленницы. Верили, что русалки весной выходят на берега, бродят по лесам и полям, качаются на ветках деревьев, в том числе березы, подстерегают живых, чтобы утащить их с собой в воду или "защекотать до смерти", поэтому вводился запрет на купание в воде на Семик. Русалок боялись и жалели, думая, что они нуждаются в одежде, пище и настоящем погребении. В эту неделю девушки их поминали, клали в поле или на лесных полянах для русалок хлеб, пироги, яйца, на деревьях развешивали одежду. Также считали, что там, где пробегали русалки, оставляя за собой влажные следы, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень – колосистее. В русальную неделю следовало задабривать русалок – тогда можно было рассчитывать на их помощь.

Проводился обряд "проводов русалок", который сопровождался весельем, смехом, шутками и прибаутками. "Русалкой" назначали самую красивую девушку в деревне. Ее украшали лентами и цветами, но вместо нарядного платья на русалке была всего лишь одна рубашка. Девушка с распущенными волосами, верхом на кочерге, как ведьма – в данном случае ее отрицательный аспект – выходила на улицу, где ее уже дожидалась толпа. Она "ехала" впереди, а за нею шли деревенские жители к полю. Там "русалка" старалась кого-нибудь схватить и пощекотать, но у нее отбивали жертву. Тогда "русалка" исчезала среди колосьев, а люди ей кричали вслед: "Мы русалку проводили! Теперь можно повсюду ходить смело"! После этого все расходились домой, а "русалка" позже тайком прокрадывалась к своему дому.

Семик почитался одним из лучших веселых весенне-летних праздников. В народе он пустил глубокие корни. И христианство, когда оно распространялось на древних русских землях, не смогло преодолеть этого праздника. Более того, оно было вынуждено вобрать в себя многие его черты. Празднование Семика приходилось обычно на конец мая - начало июня. В это же время и христиане отмечают свой большой праздник – Троицу. Вот и получилось, что этот христианский праздник и языческий восточнославянский Семик как бы слились воедино.

Завершается семицко-троицкая неделя Духов днем. В народно-церковной культуре в этот день вводится запрет на любые виды работ, который берет свое начало из компромисса языческого почитания Матери-земли и церковных представлений о снисхождении созидающей, животворящей силы в виде Святого Духа. По народным поверьям, в Духов день земля считается "именницей", она беременна урожаем и поэтому ее нельзя трогать: копать, сеять, втыкать палки.

Почему же все-таки Троица в виде Отца, Сына и Святого Духа? На самом деле, представление о троичности совсем не христианское изобретение, которое встречается во многих дохристианских религиозных культах и не только. Например:
  • Зевс – Посейдон - Гадес
  • Брама – Шива – Вишну
  • Осирис – Исида – Гор
  • Дева – Мать – Старуха
  • Сын – Отец - Дед
  • Небо – Человек – Земля
  • Мужчина – Женщина - Супружество
  • Вера – Надежда – Любовь
  • Дух – Душа – Воздух
  • Вдох – Выдох – Дыхание
  • Ци – Цзин - Шен
  • Явь – Правь - Навь
  • Оно – Я - Сверх-Я
  • Подсознание – Сознание – Сверхсознание
  • Личное бессознательное – Сознание – Коллективное Бессознательное
  • Нижний мир – Межмирье – Верхний Мир
  • Прошлое – Настоящее - Будущее
  • А – У - М
  • Р – Н – К
  • Д – Н - К

Что же представляет собой Троица, и почему она не Единица, Двойка, или Четверица, Пятерица, Матрица, Природа, Космос? Число три с глубоких времен считалось магическим и символизировало не только двойственность, но и третью побуждающую силу, способную преодолевать противоречия, вести их к согласию и синтезу. По сути это и есть единство в разнообразии, этакий начальный кодон из триплета.
березовый домашний оберег
Тогда почему же краеугольный догмат христианства в виде триединого божества долгое время подчеркивался богословами, как непостижимое нашему разумению? Во-первых, заимствовав из древних нехристианских религий символизм числа три, но в новой интерпретации Сын-бог – Отец-бог – Святой Дух – бог, которая должна была отличать христианскую религию от других религиозных течений, несколько столетий христиане пытались сами для себя осознать свой символ веры. Одно время даже пытались утверждать, что их триединство нельзя путать с триадой, что это совершенно разные понятия, правда, имеющие один морфологический корень. Выдвигался и такой довод, что христианская Троица все-таки иная, в ней нет богини – матери. Однако, что же все-таки скрывает в себе Святой Дух в виде изображения голубя, как не вечный символ Исиды?

Вот и получается, что в христианской религии сохранились следы, так называемых, языческих культов. И особенно то, что следы эти больше всего видны в самом сердце христианства – Троице. "Ведь стоит только доказать заимствование христианами догмата о пресвятой троице из других религий, как от утверждений богословов, будто этот догмат является самым важным в христианстве, не остается ничего. Не ясно ли, что это будет сильнейшим ударом по христианской догматике вообще" – писал В.Е. Титов в своей книге "Троица".

"Ударов" наносить не пришлось, хотя по фактам историческим взрывы были. Вечно присутствующая составляющая, интегрирующая противоречия, ведущая к завершенности и целостности, миру и согласию, незримо подсказывает выход из самой безнадежной ситуации. Называйте ее, как вам угодно, Святой Дух, Энергия Жизни, Шехина, Дэ, Эликсир Вечности, Животворящий Дух, Баракат, Харизма, Мана, но только она, единая в многоликости, дарит нам красоту и гармонию в виде творчества и созидания. И пример тому - "Троица" в исполнении Андрея Рублева. Это иконописное чудо, возникшее в православии, было написано в благодарность и похвалу преподобному Сергию Радонежскому, основателю храма во имя Живоначальной Троицы, положившему начало празднования Троицы. В иконе много символов, как мужских, так и женских, но это уже отдельная тема для изучения и познания "Троицы" Андрея Рублева. Возможно, она осветит для меня сакральный смысл загадки главного символа веры православной церкви и приведет к большему пониманию его? В процессе написания поста для себя решила поговорить со служителями православной церкви, как они понимают свою Троицу.

Праздник Троица (Семик) ежегодно проводится в Ясной Поляне Тульской области. Там традиционно завивается березка, устраиваются угощения с пирогами по рецепту Софьи Андреевны Толстой, проводится концерт, куда приглашаются с выступлениями фольклорные детские и взрослые творческие коллективы. Играют в ручейки, плетут венки. А еще там красивые поля, высоченные деревья-долгожители с мощными стволами, яблоневые сады, знаменитая березовая аллея, пруды. У меня в Ясной Поляне душа поет и радуется, давно это заметила, вот и приезжаю туда частенько, благо недалеко от дачи.

В заключение хочется рассказать одну назидательную легенду:

"Рассказывают, что в подземельях митраистических храмов находилась "святая святых". Поклонники бога Митры были убеждены, что там хранится главная тайна, недоступная для простых смертных. Чтобы проникнуть в "святая святых", надо было пройти семь ступеней посвящения. На каждой ступени посвящаемому открывали некоторые тайны митраизма, но при этом говорили, что самую главную тайну, сокровенную суть митраизма он узнает на седьмой ступени посвящения. Долгий срок требовался для того, чтобы пройти семь ступеней. Обычно на этот путь становился молодой человек, находящийся в расцвете сил. К "святая святых" он подходил уже дряхлым старцем. Наконец, наступал долгожданный миг. Один, без свидетелей, посвящаемый входил в "святая святых". Входил он туда в большом душевном смятении, потупив взор. Сейчас он познает тайну, постижению которой он посвятил всю свою жизнь. Постепенно он успокаивался, поднимал глаза и видел, что "святая святых" пуста. Потрясенный, он выходил из "святая святых". Жизнь прожита напрасно... Но к нему бросались его молодые коллеги с вопросами о тайне тайн. И стыдно было старцу признаться им, что впустую прожил жизнь, что в "святая святых" только пустота. И он им отвечал: "Не торопитесь, в свое время и вы познаете то же, что познал я".

Возможно, после своих слов старец вернулся в "святую святых" и стал ее заполнять, чтобы другой на его месте избежал разочарования, которое коснулось его. А может быть, старец в пустоте обрел свое единственное предназначение - дал задание своим ученикам, отпустив их на все четыре стороны со словами: "Ступайте и принесите (создайте, сотворите) мне то, что должно находиться в "святая святых". В поиске слушайте свое сердце, которое подскажет вам. Только не возвращайтесь ко мне с пустыми руками, вложите в них хотя бы молитву". Так старец решил подготовить своих учеников к встрече с пустотой. А смысл рассказанного прост: каждый по-своему заполняет пустоту в зависимости от своего развития и мотивов.
венок на воде

Оставить отзыв

Теги для выделения текста: [b]Жирный[/b], [i]Наклонный[/i], [u]Подчеркнутый[/u]

Имя *:
Почта *:
Сайт:
Комментарий *:
Cообщения содержащие ссылки блокируются.
Последние комментарии
О культе или о бунте письменного слова?Многие годы спустя приходят с опытом. На стихотворение Маяковского "Надоело", написанное в 1916, для истории мой ответ Маяковскому, написанный в 2016...
Письмо обыкновенной немолодой женщины к женщине с комплексом СверхбабаЗамечательная статья, браво!
Миф о мозге Эйнштейна от Ролана Бартаэмигрировал, и он эмигрировал, сплетничают, что в Швецию
Джан-КутаранСветлана, спасибо за уточнение
Джан-КутаранДжан Кутаран не находится на мысе Киик Атлама,он располагается на хребте Биюк-Янышар.
Rambler's Top100
RSS новости Bumerango.ru