Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Тотемы уходящего 2011 года

2011 год подходит к своему завершению. Подводя итоги, скажу, что он был радостным и грустным, веселым и печальным, в чем-то продуктивным, а в чем-то малоэффективным, но, однозначно, не бесполезным. В некоторых вопросах становишься на год мудрее, в делах – на год опытнее, в отношениях – на год терпимее, в связях – разборчивее. Жизнь течет своим чередом и, увлекая в полноводное бытие, с каждым годом меняет наше сознательное существование.

Перемены, особенно, касающиеся таких внутренних структур, как душа человека, не всегда можно различить, тем не менее, они происходят и внешняя среда, чутко реагируя на них, подсказывает о динамике изменений. Вот почему важно развивать тонкость восприятия и наблюдательность, ведь, для одного человека ворон, сидящий на верхушке высохшего ствола старого срубленного дерева в саду, - это просто птица, а для другого человека – целый взаимосвязанный мир. Я уже рассказывала о природных объектах, которых обозначила, как тотемы, в статье Тотемы уходящего 2010 года и служащих для меня своеобразными навигаторами в целях познания и упорядочивания психологических структур личности. В этой заметке, продолжая традицию, расскажу о тотемах завершающегося 2011 года.

Тотем аист

В 2011 году белый аист стал символом для нашей семьи. Среда обитания крупной птицы расширяется в последние годы в восточном направлении и доходит до Смоленска, Брянска и Липецка. Честно признаюсь, до этого года я аистов в природе не встречала и для меня увидеть их, чинно расхаживающих по влажным, весенним полям вдоль трассы М3 около российско-украинской границы во время семейного путешествия в Киев на машине, было волнительным моментом первой встречи.
белый аист
Основной пищей для аистов служат дождевые черви, майские жуки, медведки и мелкие млекопитающие. Живущие в Европе птицы поедают лягушек, жаб, крупных кузнечиков и саранчу, а также ужей и гадюк. Как пожиратели рептилий, олицетворяющих темное, двусмысленное и холодное начало, аисты считались у предков птицами солнца – прародителя сознательного начала. К примеру, славянские народности наделяли эту птицу человеческими свойствами и особо почитали, как охранителя и очистителя земли от гадов и прочей нечисти. Как тотем, когда аист бороздит землю красным клювом, он ворошит темную, недифференцированную массу и является непосредственным участником в бессознательных процессах. В такой деятельности ему требуется белый окрас, символизирующий свет сознания и незапятнанную бдительность, чем его и обеспечила природа в части оперения головы, шеи и туловища.

Перелет на зимовку аисты совершают днем. Они летят на большой высоте, часто паря, поэтому аисты выбирают наиболее удобные в аэродинамическом отношении местности. Над морем эти птицы лететь избегают. Тотемически такое поведение говорит о том, что за возвышенной духовностью, благодетельной нравственностью, высокой моралью и чистотой, чрезмерной сознательностью и стремлением к тотальной ясности может скрываться неосознанный страх перед глубинами бессознательных процессов. Такая разорванность при полете (путешествии мысли и чувства) компенсируется в природе черным окрасом крыльев аиста, намекая на его прочную связь с земным существованием.

Часто аисты гнездятся возле человеческого жилья, используя крыши домов. В последнее время они устраивают гнезда на опорах высоковольтных линий, на фабричных трубах. Одно гнездо служит аистам несколько лет. Нередко после гибели родителей гнездом завладевают их дети, таким образом, тотем аиста поддерживает преемственность, продолжая родовые традиции и обычаи. Первую самку, появившуюся у гнезда, самец считает своей. Если в ближайшее время к гнезду подлетает еще одна самка, то самец устраняется, а между самками завязывается борьба за право быть матерью. Победившая самка остается в гнезде и по приглашению самца совместно создается потомство. Приверженность к одному гнезду и к одной подруге, но в отличие от лебедей без суицидального аффекта, тотем аиста выражает спокойное и разумное постоянство, от века заведенный порядок, хранит домашний очаг, а любовь к родственникам рассматривает, прежде всего, как долг по отношению к ним и необходимость взаимопомощи.
белый аист
Как существо, тесно связанное с водами и рыбой, аист ассоциировался с водами творения, поэтому у западных славян сложилось широко распространенное поверье, что аисты приносят детей, которые в виде эмбрионов находятся в лоне матери-земли, плавая в водах творения, представляя потенциал непроявленных возможностей. При ловле рыбы их и находят аисты. В этом случае тотем отвечает за плодородие и урожайность и покровительствует рождению детей, не только в качестве человеческих детенышей, но и прочим творениям рук и мыслей человеческих, поэтому тотем аиста также благоволит к деятелям искусства и науки.

Эта благородная птица, имеющая связь с путешествиями, возвещающая о приходе весны, подарила в этом году нашей семье радостные впечатления и добрые чувства, когда на майские праздники нас, подъезжающих к Киеву, встречали семейства аистов, свивших гнезда на столбах освещения населенных пунктов, расположенных вдоль дороги. Возле сельских домиков пышно цвели деревья. Аисты, кружа над дорогой, возвращались к гнездам кормить детенышей. Это незабываемо, и всю дорогу не покидали мысли о семейном счастье и благополучии, уюте теплого дома, мире и любви.
белый аист

Тотем олень (косуля)

Косуля принадлежит к семейству оленевых. Это мелкий олень, внешне напоминающий козу. Изящное и грациозное животное проявило свою тотемность и ко мне, и к мужу. Я столкнулась с ним ранним утром на Белой Скале. К мужу косуля буквально выскочила на встречу. Мы возвращались из Киева, он вел машину, как вдруг неожиданно вскрикнул: "ты видела"? Обычно для него, как водителя, происходящее вне дороги остается за кадром. Косуля выбежала из перелеска с правой стороны трассы, вероятно намереваясь пересечь ее. Мы остановились, вышли из машины. Почуяв интерес к себе, быстроногий зверь ускакал обратно по полю в лесок, оставляя за собой клубы пыли.
олень
Косуля олицетворяет женскую застенчивость, пугливость и невинность, мягкость и чуткость, доброту, грацию и красоту. В нашей инстинктивной природе, несмотря на существование в ней жестокости, порой ужаснейшей, и межвидовой борьбы за место под солнцем, скрывается и нежная любовь, то ценное качество, что приносит дар исцеления, защиты и сострадательного понимания. Тотем оленя (косули) ведет нас к истинному, любящему и верному сердцу, которое в силах любить людей, зная их слабости. Если же в сердце уже стучит ритм оленя, не надо пугаться и стесняться, но стоит открыться и довериться теплой волне чувств. Это поможет наладить отношения, разрешая конфликты без принудительной силы. Тотем оленя (косули) покровительствует семье и браку, способствуя верности и дружелюбию между супругами.

Олень почитался с глубокой древности, о чем свидетельствуют наскальные рисунки. Самец символизировал солнце, обновление, творение, огонь, восход, часто ассоциировался с древом жизни и долголетием. Рога оленя считались символическим отображением ветвей дерева, ответвления рогов, как сучья и листья на ветвях, обозначали плодородие и размножение, а весеннее сбрасывание рогов и отрастание новых было символом ежегодного возрождения жизненных сил. На оленях передвигались многие хеттские, шумерско-семитские и синтоистские божества. Кельты верили, что олени — основное животное в волшебных стадах богов. Именно это, возможно, привело к традиции, согласно которой иностранные родственники деда мороза путешествуют в оленьих упряжках. Самка оленя встречается в виде символа реже, обычно как спутница лунных богинь охоты, например древнегреческой Артемиды. Она может символизировать также женское начало в обрядах инициации. Олениха часто была родовой фигурой, т.е. тотемом, у народов Центральной Азии — отсюда и легенда о том, что предками Чингисхана были волк и олениха. И самец, и самка оленя часто выступали как символ превращения. Олень почитался как символ достоинства, быстроты и наступательной решительности.

За всем тем, олицетворяя стремительность убегающей сущности, тотем может привести к тому, что в погоне за оленем откроются не только высшие сферы, но и подземный мир, несущий антитотемные свойства: отсутствие ясности в мыслях, агрессивное подавление других, жажда власти любой ценой, вечное недовольство, присваивание себе чужих достоинств, высокомерие от ощущения своей отмеченности и избранности, чванство.

Тотем сокол

Вернулся сокол верный мой. Я чудом разглядела его из окна авто с противоположной стороны дороги среди плотного потока машин. Мы ехали по дороге в Крым со скоростью свыше 100 км/ч. Птица, сидящая на обочине, слилась по окрасу с пейзажем, выгоревшим от жары и солнца, как я смогла ее увидеть, до сих пор остается загадкой. Когда мы резко свернули на обочину, остановились, дали задний ход, я достала фотоаппарат, сокол неподвижно, словно статуя, пребывал на том же самом месте. Его совершенно не пугали проносящиеся с гулом машины, он выражал полное равнодушие к движению перед самым своим клювом. У меня "чесались руки", так хотелось перебежать дорогу, и сделать снимок птицы крупным планом. Однако, понимая, что иметь дело с хищником небезопасно, да и можно упустить добычу, фотографировала через дорогу. Эх, жаль, что у меня нет объектива 70-300 mm, пора задуматься о приобретении "дальнобойного". Сначала я идентифицировала птицу, как пустельга, но после посещения Херсонского областного краеведческого музея, решила, что это был, скорее всего, сапсан. Но и на балобана очень похож, хотя у балобана места гнездовий восточнее, за Каспием, и он крупнее.
сокол
Сапсаны - настоящие космополиты, встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды. Балобан предпочитает страны Юго-Восточной Европы (Молдавия - отсюда происхождение молдавской фамилии Балабан, Румыния, Чехия, ...), горы на юге Сибири, Предбайкалье, Астраханскую область, Казахстан. Оба вида являются кочевниками. Сапсан считается самой быстрой птицей, по мнению некоторых специалистов, в стремительном пикирующем полете она способна развивать скорость свыше 300 км/ч, охоту планирует в небе и там же наносит удары. Балобаны охотятся как в небе, так и на земле. Объекты охоты соколов – это преимущественно среднего размера птицы и мелкие млекопитающие. Соколы не строят гнезда, предпочитают ниши в скалах или используют гнезда других птиц. К примеру, если весной пара балобанов оказывается без жилья, то может выгнать из гнезда даже могильника или других орлов. Тем не менее, балобан должен освободить занятое гнездо аистов, как только вернутся хозяева, вооруженные клювом-мечом. В сезон размножения обычно к месту будущего гнезда подлетает самец. Зазывая самку, он исполняет различные воздушные пируэты, кружится по спирали, внезапно ныряет или кувыркается. Присевшая на небольшом расстоянии самка указывает на то, что пара сформировалась. Сидящие рядом птицы могут разглядывать друг друга, чистить друг другу перья и обгрызать когти. В период ухаживания и высиживания яиц самец часто кормит самку. Соколы моногамны, пары сохраняются в течение многих лет.

Соколы стараются избегать как участков сплошного темного леса, так и обширных безлесных пространств. Тотемически данный факт указывает на страх дезориентации и спутанности сознания. Мрачный лес символизирует опасность, особенно, если в нем теряются. Лесные страхи говорят о серьезно угрожающих аспектах бессознательного, тяготеющих к пожиранию и сокрытию разума. С другой стороны, просторные открытые пространства такие, как поле, ассоциируются с необъятностью и безграничностью возможностей, где также может затеряться разум от бесшабашности действий. Сокол, как символ, несет в себе предпосылочный материал к агорафобии и клаустрофобии.

Тотем сокола представляет людей высокого полета, гордых, храбрых, проповедников и реформаторов религий, одержимых патриотическими идеями, проявляющих тенденцию к жесткости политического курса. Цепкая соколиная хватка ловко душит жертву в своих объятиях. Это – символ превосходства и сильного желания. С другой стороны, сокол, как солярный символ, охраняет дух, воскрешает утраченное знание, приносит свет, воодушевление и помогает восходить через многие уровни, означает надежду на свободу, олицетворяет победу над похотью и преодоление чувственности, которую нередко мешают с духом.

В Египте сокол был птицей охоты и ассоциировался с небесным началом, считался символом царской власти, поскольку "его взор парализует птиц так же, как лик фараона – врагов его". Олицетворял Гора, который появлялся либо в виде сокола, либо с соколиной головой. Особое оперение в подглазье птицы еще больше усиливает впечатление пристального, зоркого и пронизывающего взгляда, производимое ее глазами, отсюда всевидящее око или левый соколиный глаз Гора, как ценный амулет, наделяло обладателя им предусмотрительностью, дальновидностью и неприкосновенностью. Образ сокола принимал Один – персонаж древней скандинавской мифологии, а также Локи – лукавый и коварный бог.

Для меня встреча с соколом перед поездкой в горы означала одно: осторожность, бдительность и внимательность, рассудительность. Идешь в горы, возьми с собой благоразумие. Противопоказанием является как безумное бесстрашие, так и нерешительная трусливость. Если не получается взять вершину, можно попытаться в следующий раз, когда накопится больше опыта, сил, будет спокойное настроение, отсутствие усталости, другая погода. Есть вершины, которые останутся непокоренными. Развитие может идти не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении, не только во внешнем мире, но и во внутреннем мире. Самый плачевный итог – это пасть жертвой беспредела бессознательного, как части единой природы. Сокол приносит послания и дары Великого Духа, возвещает события, которые могут быть и радостными, и опасными. Если в голове стучит ритм сокола, он призывает осознанность, быть в согласии с самим собой и не потворствовать никому и ничему (навязчивым и внушенным, внешним и внутренним идеям, мыслям и чувствам, ощущениям) превалировать над всем остальным.

Оставить отзыв

Теги для выделения текста: [b]Жирный[/b], [i]Наклонный[/i], [u]Подчеркнутый[/u]

Имя *:
Почта *:
Сайт:
Комментарий *:
Cообщения содержащие ссылки блокируются.
Последние комментарии
О культе или о бунте письменного слова?Многие годы спустя приходят с опытом. На стихотворение Маяковского "Надоело", написанное в 1916, для истории мой ответ Маяковскому, написанный в 2016...
Письмо обыкновенной немолодой женщины к женщине с комплексом СверхбабаЗамечательная статья, браво!
Миф о мозге Эйнштейна от Ролана Бартаэмигрировал, и он эмигрировал, сплетничают, что в Швецию
Джан-КутаранСветлана, спасибо за уточнение
Джан-КутаранДжан Кутаран не находится на мысе Киик Атлама,он располагается на хребте Биюк-Янышар.
Rambler's Top100
RSS новости Bumerango.ru