Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Путешествие на Валаам в ноябрьские праздники (часть первая)

В этом году ноябрьские праздники вместили в себя четыре дня, вместо обычных трех или двух дней. Нам выпала прекрасная возможность отдохнуть, набраться сил и посетить удивительные по красоте и мощные по духу места, которыми изобилует планета Земля. Наша семья решила добраться до Валаама. Это было путешествием наугад. Мы не бронировали заранее проживание в гостиницах, у нас не получилось толком выяснить приблизительные сроки навигации на Ладожском озере и ноябрьское расписание судов. Мы знали только одно, что наш путь Подольск – Приозерск – Валаам в любой момент может прерваться и в связи с самыми непредвиденными обстоятельствами нам придется вернуться домой, так и не достигнув цели. Но в глубине души мы твердо верили, что добравшись до Приозерска, нам удастся доплыть и до Валаама.

Сначала про дорогу Москва - Санкт-Петербург

До Приозерска мы добирались на своей машине. Выехали 4 ноября в 8-30 утра из Подольска. Решили ехать по бетонному кольцу вокруг Москвы, не заезжая в столицу. Возле Истры на одном из перекрестков нас остановил гаишник за нарушение: пересечение перекрестка по прямой с полосы, по которой производится поворот только налево. Условием для нашего дальнейшего движения стали пять тысяч рублей! Гаишник наглым образом пытался "развести" нас на крупную сумму, угрожая лишением водительских прав. Муж сказал, что такими средствами мы не располагаем, и, вообще, нам ехать еще до Питера. Гаишник выписал штраф в размере 100 рублей. Читаем КоАП РФ статья 12.16: "Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей". На следующих перекрестках мы "смотрели в оба" на разметку полос и не зря, потому что на каждом из них в МО дежурили гаишники. Праздничные дни все-таки.

Из Московской области мы выбирались около 5 часов. Заторы и медленное передвижение продолжились и в Тверской области. Пробка в несколько километров образовалась с обеих сторон перед въездом на мост с двух-полосным движением на объездной дороге вокруг Твери. Там шла стройка еще одного моста (крыла), который поможет расширить слишком узкий участок. Сфотографировать не получилось, перед самой поездкой у меня сломался фотоаппарат, и мы снимали все наше путешествие на мобильник.

В начале пути мы потеряли много часов, далее движение пошло быстрее. Трасса Москва – Санкт-Петербург в любое время слишком перегруженная, интенсивность движения здесь превышает все нормы. Расстояние между Москвой и Северной столицей всего-то около 670-700 километров, которые можно пройти в среднем за 6-7 часов. Но на сегодняшний день этот путь преодолевается в лучшем случае за 10 часов. Муж пошутил, что на этой дороге он на своей легковушке считает себя "лохом". Неудивительно, трасса Москва - Санкт-Петербург – это дорога непрерывного потока фур. И трех - полосное движение по трассе действительно выручает и предотвращает от многих аварий. Практически никто не нарушает правила движения, выезжая на встречную полосу в целях обгона, потому что все водители знают, что через несколько сотен метров им будет предоставлена такая возможность.

Наверное, в прошлых веках было удобно и доходно селиться возле дорог, ведь мимо постоянно проезжали важные и знатные вельможи. Многие царские особы, путешествуя между двумя столицами, останавливались в расположенных вблизи проторенной дороги поселениях и находили в них временное пристанище для отдыха или еще чего-нибудь интересного. Названия некоторых населенных пунктов вдоль трассы любому проезжающему намекают об этом. К примеру, "Харчевня" (здесь царские особы любили останавливаться для продолжительного обеда), "Большое опочивалово" (здесь долго и крепко спали), "Вины" (здесь пили самое лучшее вино), "Мясной бор" (здесь было изобилие вкусного мяса), "Зайцево" (охотились на зайцев), "Любань" (познавали любовь), "Бабино" (много выбора среди женской половины населения), "Померанье" (ну как же без него!). В наши дни в населенных пунктах вдоль трассы Москва – Санкт-Петербург большинство домов стоят пустыми, с выбитыми стеклами и покосившимися крышами. Удручающее впечатление на меня произвела та часть Вышнего Волочка, которая прилегает непосредственно к трассе. Бедные его жители, им нечем дышать.

Всю Новгородскую область вместе с частью Валдайских красот мы туда и обратно проехали в темноте. Великий Новгород проходился в объезд, около него дорога была отличной, с четырьмя полосами и разделителем (такое счастье длилось приблизительно двадцать километров). Трасса улучшилась и ближе к Питеру, в который мы приехали в 22-30 вечера. Я реально измерила расстояние до своего хостинг провайдера! :)
вечерний КАД в Питере
Всего в пути до Северной столицы мы провели 14 часов. Можно сделать небольшую скидку на плохую видимость и моросящий дождь, но все равно для 700 км слишком много затраченного времени. Нам оставалось ехать до Приозерска. Это еще около 130 км севернее Питера. На питерском КАДе в поисках дороги на Приозерск мы запутались, несколько раз съезжали неправильно, останавливались и возвращались снова на КАД. Меня удивило, что мы не одни искали в двенадцатом часу ночи в Питере выезд на трассу до Приозерска. К нам пристроилась еще одна машина и совместными усилиями мы нашли все-таки правильную дорогу. В Приозерск добрались в третьем часу ночи, отыскали причал Валаамского монастыря, там, кстати, была гостиница для паломников со спальными местами, но об этом мы узнали только утром. В частные гостиницы Приозерска решили не заезжать и не тратить деньги, оплачивая несколько часов пребывания там, как за целый гостиничный день. Будить на причале тоже никого не стали, до семи утра "отсыпались" в машине.

Приозерск. Отделение паломнической службы на пристани Валаамского монастыря.

Рано утром 5 ноября муж предпринял попытку узнать подробнее об отправлении какого-либо судна на Валаам. На причале он встретил одного из работников, который нам поведал очень странную и необычную историю, приключившуюся с ним на Валааме. Его надо было подбросить на машине до вокзала в Приозерске. По дороге этот мужчина сказал, что нам очень повезло. Именно в пятницу 5 ноября в 14-00 дня с пристани Валаамского монастыря отправлялось грузовое судно "Святитель Николай". А вот обратно с острова этот корабль возвращался только в рабочий понедельник 8 ноября. И больше никакое другое судно не курсировало от Приозерска до Валаама. Сезон и для туристов, и для паломников в ноябре закончился. Все метеоры стояли на пристани до следующего года. Только "Святитель Николай" продолжал один или два раза в неделю поддерживать сообщение с островом до закрытия навигации на Ладожском озере, доставляя провиант для его жителей. Кстати, весной это грузовое судно выполняет еще и функции ледокола. Если вам очень понадобится посетить Валаам зимой, то за приличную плату это возможно сделать из города Сортавала трансфером на судне с воздушной подушкой, предварительно согласовав свою поездку. Или на вертолете, что еще дороже. Можно на машине, но с высоким риском застрять.

В итоге мы оказались перед выбором: либо остаться в Приозерске и на следующий день уехать обратно, чтобы муж смог вовремя выйти на работу после праздников, либо по мобильнику предупредить о своем отгуле за счет предстоящего отпуска и три дня провести на острове.

Конечно, мы не упустили представившуюся нам возможность уплыть на Валаам. Однако, мы не планировали в финансовом плане трехдневное пребывание на острове, поэтому вместо проживания в частной гостинице "Зимняя" на Валааме в качестве обыкновенных туристов, нам пришлось заполнить анкеты паломников, что вначале немного нас испугало. Такого опыта в нашей семье никогда не было. Изначально цель нашей поездки на Валаам была соприкоснуться с красотой и величием чистейшей островной Карельской природы. Но оказалось, что все на самом деле гораздо человечнее. Нас никто и ни к чему не принуждал, надо было только соблюдать все правила общежития в монастырской паломнической гостинице "Мансарда". Но у любого человека, уважающего право другого человека на свободный выбор вероисповедания, такие правила почтительного поведения в иной социальной структуре заложены уже в крови.

Приемом паломников и туристов на о. Валаам занимается Паломническая служба Валаамского монастыря. Все подробности можно узнать на сайте valaam.ru. В Приозерске на пристани находится отделение этой службы в виде небольшой гостиницы с двумя комнатами: одна для мужчин и одна для женщин (около 5 кроватей в каждой). Также в ней есть небольшая столовая рядом с кухней, где можно бесплатно выпить горячий чай с сушками и/или перекусить кашей или супом, внеся оплату в виде пожертвования в размере ~100 руб. за порцию. В этом же отделении на причале мы купили билеты на грузовое судно "Святитель Николай" в размере 300 рублей с каждого взрослого человека, для четырехлетней дочки билет был бесплатным, а для четырнадцатилетнего сына - по полной стоимости. Билеты продавались только в один конец. Получилось 900 рублей за поездку туда. Заполнили анкеты паломников с обозначением миряне. В этой же службе заполняются анкеты трудников, не принадлежащих к монастырской братии, кто собирается продолжительное время оставаться на острове, проживать бесплатно в монастырской гостинице и работать в монастырской службе на добровольной и бескорыстной основе. Так многие люди испытывают себя на послушание. Трудничество – важный и основной этап в любой духовной практике.

До отплытия грузового судна оставалось четыре свободных часа, и мы решили потратить их на обзор крепости Корела – одной из главных достопримечательностей Приозерска.
крепость Корела в Приозерске
В 13-14 веках пограничное укрепление новгородцев на Карельском перешейке крепость-город Корела неоднократно штурмовалась шведами в борьбе за установление контроля над "запасным" маршрутом великого водного торгового пути "из варяг в греки", а после 1617 года находилась около ста лет под властью Швеции. Корела была отвоевана обратно русскими в 1710 году. В 1917 году многие районы Карельского перешейка отошли к независимому государству Финляндии, в том числе Приозерск, и были возвращены России после войны с Финляндией (1939-1940 гг.). По одной из версий, в Приозерске в 879 году был убит в битве и похоронен Рюрик. Сам укрепленный городок-крепость Корела по некоторым летописям существовал тут еще и до шведов, и до новгородцев. В октябре 1996 года у стен Корелы снимались эпизоды из художественного фильма "Брат".
пруд в форме сердца у стен крепости Корела
Посмотрев крепость Корела и покормив уток на берегу пруда в форме сердца у стен крепости, мы вернулись на пристань. Попили чай с сушками и начали готовиться к посадке на "Святитель Николай". Машину оставили во внутреннем дворике того же самого причала Валаамского монастыря за 100 рублей в сутки. В туристический и паломнический сезон мест на этой внутренней охраняемой стоянке может не оказаться.

Про путешествие по ноябрьской Ладоге

Вот мы и на корабле. Нам повезло с невысокими волнами и не штормовой погодой. Но качка все равно ощущалась. Правда, не так заметно, как на обратном пути. Дочка прекрасно перенесла путь туда. Плыть нам предстояло в лучшем случае 4 часа. Очень утомительно, учитывая, что "Святитель Николай" – грузовое судно, не предназначенное для перевозки пассажиров, и места для них особо не оборудуются. Меня с детьми разместили вместе с одной монахиней, тринадцатилетней девочкой – жительницей острова и тремя мужчинами по договоренности в маленьком отсеке со столом и скамейками в кубрике для команды корабля. Муж остался стоять на палубе, где дул ледяной ветер и иногда летели брызги с Ладоги, временами спускался в трюм, чтобы погреться с другими пассажирами. Кое-как доехали.
Ладожское озеро в ноябреЛадожское озеро в ноябре
По дороге туда монахиня сказала мне, что можно попросить монастырскую службу заселить нас всей семьей в одну комнату, не разделяя по половому признаку. В ноябре многие уезжают с острова и в монастырской гостинице "Мансарда", где обязательно отдельное проживание мужчин и женщин, остаются совсем пустые комнаты и можно в них проживать совместно без ущемления прав других жильцов. Тем более, и мужчинам, и женщинам разрешается вместе пить чай в коридорах, общаться. Запрещалось только мужчинам посещать женские кельи, а женщинам - мужские.
отплытие с острова Валаам
Возвращаясь с Валаама, при такой же погоде и высоте волн качало сильнее, до тошноты и сильного головокружения. Наверное, на обратном пути волны бежали в противоположном ходу корабля направлении. Людей, уезжающих с острова, было гораздо больше. Монахи с радостью многих "повыгоняли", спровадили до следующего паломнического сезона, особенно женщин. Мест сидячих не хватало, многие стояли или сидели на полу, устроившись на рюкзаках. Да и в каютах было сложно высидеть при сильной качке. Дочку на обратном пути несколько раз рвало, я периодически выходила дышать свежим воздухом на палубу. Укачивало многих. Но постоянно находиться на палубе было невозможно из-за пронизывающего холода ноябрьской Ладоги.

На Валааме

На Валаам мы добрались в седьмом часу вечера 5 ноября. Уже стемнело. Монахиня, с которой я плыла в одной каюте на корабле, дала нам в помощь свою знакомую. Она отвела нас в монастырскую службу, расположенную во внешнем каре Спасо-Преображенского собора и занимающуюся расселением паломников. На мою просьбу о совместном проживании монах насмешливо с высот своего богатого жизненного опыта ответил что-то вроде: "Это ваше желание, не тешьте себя иллюзиями". Я с пониманием пропустила это замечание мимо ушей. С кем не бывает? Все мы хотим казаться целомудреннее, чем есть на самом деле.

Здесь же внесли данные о нас в компьютерные монашеские сети и мы оплатили свое проживание в монастырской гостинице "Мансарда", которое обошлось за 3 гостиничных дня около 4750 руб. для всей семьи из четырех человек (530 руб. за проживание в день + 100 руб. единожды за постельное белье + 100 руб. в день за обед+ужин с каждого взрослого и ребенка старше 12 лет, для детей младше 12 лет действуют скидки). Это дешевле, чем проживание в частной гостинице "Зимняя". Там берут с человека минимум 800 руб. в сутки без питания. Кстати, обе гостиницы находятся в одном обветшалом здании в нескольких метрах от главного собора. В этом здании были отремонтированы только этажи, где находились гостиницы и местная школа. У нас была возможность сравнить. "Мансарда" оказалась гораздо уютнее и красивее по оформлению, чем "Зимняя". В холодный период монастырская гостиница, расположенная на самом верхнем этаже, отапливается дровами с помощью каменных печей, находящихся в каждой келье. В сезон паломников и туристов не приходится выбирать, где жить. Практически не остается свободных мест. Размещаются и на диванах в коридорах по 150 руб. за сутки.

В "Мансарде" нас встретил монах, который отвечал за прием гостей непосредственно в гостинице, показал кельи, рассказал о порядках и правилах проживания. Я очень удивилась, когда на мой вопрос о совместном проживании, он предложил мне отдельную пустую комнату за дополнительную плату. Надо было добавить еще 2000 руб. и живите всей семьей вместе! Супер! Вот она в чем иллюзия, в деньгах! Я стояла в замешательстве и тормозила весь процесс заселения. С одной стороны, надо было сэкономить денег на обратную дорогу и не имело смысла переплачивать, для меня с мужем было не принципиально, в каких комнатах спать. С другой стороны, мы привезли с собой детей. Дочка к моменту заселения уже спала на руках у мужа. Сын тоже устал. Все нуждались в поддержке друг друга. А разъединение семьи только усиливало общую усталость.

Я уже смирилась с раздельным проживанием и направилась в показанную мне монахом общую женскую келью, но по пути интуитивно открыла не ту дверь в совершенно пустую комнату, где до нашего приезда гостили дети инвалиды без рук и ног. Моя глубокая растерянность (то ли от переизбытка впечатлений и информации, то ли от усталости от нелегкой дороги) настолько сильно потрясла монаха, что он оставил нас всей семьей в этой пустой келье без всякой доплаты.

Так мы жили два с половиной дня на острове все вместе. Гуляли до скитов (Никольского и Всех Святых) пешком несколько километров. Дышали потрясающим чистым воздухом. Наслаждались незабываемым видом карельских лиственниц и сосен, своими корнями обнимающих повсюду разбросанные невидимым творческим началом скалы, любовались тихой и спокойной гладью заливов. С нагулянным аппетитом ходили на обед и ужин в местную столовую, где трапезничали строители и другие работники острова, паломники, трудники и туристы. Кормили за 100 рублей в день очень хорошо. Я даже не ожидала, что за такие деньги можно накормить сытно обедом и ужином.
на острове Валаам
Чтобы купить билет обратно на корабль, надо было еще раз обратиться в монашескую службу и получить благословение на отплытие с острова. В службе мне выписали один билет на всех, и он стоил дешевле, 600 руб. Монах не стал брать денег за детей. С благодарностью за всю их доброту и милосердие к моей семье я помолилась в глубине души за их благополучие и оставила, сколько смогла, пожертвования на развитие гостиницы и монастыря. И попросила прощение за пока еще несовершенную себя.
С Валаама мы отплыли 8 ноября в 9 утра. Обратно в Подольск вернулись в целости и сохранности 9 ноября в 6 утра. Муж разгрузил вещи и сразу ушел на работу. Обратная дорога тоже была нелегкой: то снег, то дождь, то стелющийся сильный туман навстречу движению. 1000 км на машине за один день и значительная их часть приходилась на темное время суток. Несмотря на то, что мы с мужем бодрствовали больше суток, ни мне, ни мужу не хотелось спать. Валаамский дух, привезенный из путешествия, побеждает сонливость!

P.S. Сегодня нам по почте прислали фотографию нашего транспортного средства в движении и штраф в размере 300 руб. за превышение скорости в населенном пункте Тверской области. Вот, так вот. Стояла камера.