Полюбить недостойное тебя - великое мужество,

а не увидеть недостойного - настоящая любовь

Фильм "Фауст". (Сокуров) 2011

"Любой, кто принадлежит к сфере культуры и ищет совершенства где-то в прошлом, столкнувшись лицом к лицу с образом трикстера, должен чувствовать себя очень неуютно". (Юнг)

В силу своей трудно поддающейся исправлению черты характера всюду и всякий раз опаздывать, мы подъехали к кинотеатру, когда фильм уже шел 5 минут, пропустив кадры, через которые режиссер эксгибиционирует перед зрителями в поисках души. Такой прием может ошарашить только рафинированного европейца. Как человек, немного искушенный жизнью, знаю, что в российской глубинке есть кадры и погрубее. На просмотр фильма я шла с единственным интересом: куда поведет Сокуров своего Фауста в целях духовного возрождения?

Драма "Фауст" Сокурова – это четвертая работа из задуманной режиссером тетралогии фильмов о власти "Молох", "Телец", "Солнце", "Фауст". На момент просмотра фильма у меня сложилась своя тетралогия, а именно: "Психология переноса" (Юнг), "Психология и алхимия" (Юнг), неоднократно перечитываемый "Фауст" (Гете) и, наконец, экранизация "Фауст" (Сокуров), поэтому перевод фильма, каким он был осуществлен в российском прокате, не вызывал дополнительных неудобств и не отвлекал от просмотра картинок, которые, честно признаюсь, мне захотелось сбайтить для собственных фантазий и грез.

Фауст – историческая личность немецкой культуры и собирательный образ, олицетворяющий человека, стремящегося к знаниям и подверженного инфляции сознания. Ростовщик в фильме – тоже собирательный образ. В средневековой Европе в силу боязни отлучения от христианской церкви ростовщичеством занимались в основном евреи, такой род занятий в невежественных коллективных слоях считался аморальным, паразитирующим и ассоциировался с грязным и темным делом рук самого дьявола.

Евреи проживали в гетто - специально для них выделенных кварталах городских поселений, которые часто подвергались погромам со стороны местного богобоязненного населения. Единственная сила, ограждавшая еврейские общины от агрессивного христианского окружения, была королевская власть, более всех нуждавшаяся в деньгах для похоти, развлечений и завоевательных военных походов. Поэтому неудивительно, что в фильме Сокурова "Фауст" обнищавший немецкий герой идет к ростовщику. Уж не намек ли это на то, что бедствия немецкого народа начались с подачи злого еврейского духа? Эта трагическая история немецкой нации, вдруг вспомнившей о своем Вотане, тянулась еще со времен Гете, пока не вылилась в ужасающую фигуру спасителя и освободителя немецкой элиты от долговых обязательств и очистителя немецкой крови. Трагедия Германии попутно затронула и российскую кровь.

С другой стороны, сокуровский ростовщик своей игрой и повадками ведет себя не как еврейский демон, подверженный припадкам разрушительного гнева, а подобно хитрому и лукавому Локи, который гримасничает не хуже обезьянки. Он не вызывает ужаса и вроде даже помогает, при этом втягивая в различные неприятности. Его вид внушает жалость любому доктору. Локи - уже персонаж германо-скандинавской мифологии.

Собственно говоря, германо-скандинавская мифология - наверное, самая мрачная концепция, которую когда-либо мог породить разум человека. Единственный поддержкой для человеческого духа, вселяющей надежду в чистые и незамутненные души, является героизм, а его степень зависит от понесенных индивидуумом потерь. Герой может показать, кто он есть на самом деле, только в своей смерти. Сила и мощь добра – не в триумфальной победе над злом, а в способности сопротивляться ему даже перед лицом неизбежного поражения. Если другое мировоззрение видело впереди небеса, преисполненные вечной радости, у скандинавов и немцев же таковых не было. Для них была Вальхалла, принимающая очередного Зигфрида. Это мировоззрение жителей Севера с его неблагоприятными климатическими условиями.

Наблюдая в зрительном зале за попутчиком Фауста, к слову сказать, гениально сыгранным Антоном Адасинским, приходишь к мысли, что злой дух не имеет национальной принадлежности, не имеет половых различий и является носителем рудимента коллективной психики. Он вхож во все чертоги. Это – трикстер, проявляющий любовь к коварным розыгрышам и злым выходкам с оттенками богохульства. Этот коллективный образ проявляется у ничего не подозревающего современного человека каждый раз, когда он чувствует себя во власти досадных "случайностей", которые с явной злонамеренностью препятствуют его воле и его действиям. Не сделка ли с ним обозначила в российском прокате фильм трагедию Сокурова "Фауст" мелодрамой? И по его же насмешкам погибает в фильме гомункулус – премилое созданьице ученика Фауста Вагнера.

Все это говорит о том, что каждый несоизмеримый скачок в развитии сознания компенсируется архаическим придатком, вызывающим разного рода "промахи", "оплошности", "ложные шаги". Трикстер всегда кружится возле тех, кто оторвался от реальной жизни в силу инфляции сознания и буквально провоцирует на всякие переделы. "Под воздействием цивилизации этот коллективный образ постепенно разрушается, оставляя трудно распознаваемые следы в фольклоре. Но его главная часть внедряется в личность и становится предметом личной ответственности". (Юнг) Если эта сила не осознается, то при скоплении коллективных масс может привести к самым необузданным мечтам, имеющим необратимые последствия.

Так куда же ведет Сокуров своего Фауста духовно возрождаться? В северные страны, к гейзеру горных земель Исландии. Греция, так долго занимавшая умы многих немецких философов, уже не в моде. С ее политической и финансовой нестабильностью на грани дефолта она стала обузой для Евросоюза, в том числе для Германии. С таким политкорректным финалом победа фильма Сокурова "Фауст" на Венецианском кинофестивале была предсказуемой, ведь страны с ослабленной экономикой уже давно поглядывают на северные страны Еврозоны, как на своих спасителей. Однако, как учит история, отважные викинги, осваивая северные земли, просто-напросто там вымерзли, и никакие горячие источники им не помогли.

Когда речь идет о горячих или теплых источниках, отмечаешь их природный оздоровительный эффект и целебные свойства, поэтому во многих мифологиях и религиях они олицетворяли вечную жизнь и возрождение. Припоминается, тема источника была в фильме Тарковского "Ностальгия". С другой стороны, гейзер, периодически выбрасывая фонтаны горячей воды и пара, является одним из проявлений поздних стадий вулканизма. Это символ великого высвобождения огромной эмоциональной энергии, это огненная вода, хлынувшая из глубин самого вещества. Снежные вершины гор, символизирующие чистоту ума, высокие идеи и мысли, благородство помыслов, трезвость суждения и понимания, мудрость, скрывают глубоко внутри себя подвижную огненную массу, в любой момент способную вырваться наружу.

Фауст забивает своего ростовщика камнями, но при просмотре этого эпизода в фильме, не отпускает ощущение того, что ростовщик оправится от удара и с более мощной хваткой вцепится в своего должника. Зло, покрытое камнями, не спасает от процесса природной вулканизации. "К констелляции зла следует относиться с молчаливым уважением, а не копаться в ней и не делать в отношении нее никаких эмоциональных высказываний" (Мария-Луиза фон Франц). Человек не в силах исключить зло из Природы, которая, как мельница, перемалывает людей. Существуют пределы человеческих возможностей. Что может сделать в такой ситуации человек? Чем больше Человек осознает свое собственное зло, тем более он защищен гармонией самой Природы, действуя в согласии с ней.

Что еще хочется сказать о фильме "Фауст" Сокурова? Иногда кадры казались чрезмерно перегруженными, как метко выразился один из критиков "Гоголь лез на Гете". Во время сцен, заряженных идеализированным Эросом, из почти пустого зала доносились смешки. Не с моими знаниями судить кинематограф, возможно, такая перегруженность несла смысловую нагрузку. Всего становится все больше и больше, существование и труд вроде облегчаются, но при этом теряется душа и происходит духовное обнищание. Может все зависит не от количества, а от качества? Или от количества? Или от того и от другого? А может от связи между ними? Как все в нашем мире сложно для понимания. Тем временем на экране проступал реальный личный возрастной кризис, выдавая отцовский комплекс и награждая героя борьбой со своей тенью, который осилил только первую часть opus – нигредо. Но и это уже значительное Дело! Исход фильма все-таки намечает стадию альбедо...

Комментарии

29.02.12
Таня Фетисова
Вчера посмотрела "Фауста" по-немецки. Все, он в Интернете. Внушаить.
Все ожидания оправданы. Сокуров гениален. Но грозились, что меняет
человека и его мировоззрение. Не знаю, кто как, а я осталась прежней.
Наверно, всегда была такой ДО, как многие ПОСЛЕ. Нормально.

Страшен и
отвратителен только первый эпизод, да и то переносимо в ХХ1 веке. Завтра пойду в "Эльдар" смотреть с переводом. Послушаю, что скажут, а то пока кроме аувидерзейн и дахин! ничего не поняла. Может быть, после этого что-то сдвинется...

Красота во второй половине фильма настоящая и несказанная. В некоторых местах применены непонятные мне оптические ухищрения, когда изображения искажаются, слегка завинчиваясь, и слегка плывут. Такого я еще не видела. Эстетика вообще ошеломительная - цвет, сцены со всадниками в латах, как на старонемецких гравюрах (у Гринуэя похоже - когда любой кадр просится в рамку на стене, операторский класс, класс художника). А сцены на реке, и потом, пустая комната и окно после ночи с Маргаритой. А сама Маргарита, сошедшая уже не столько с картины немецкого мастера, сколько из итальянского раннего Возрождения - ангел с пробуждающимся пороком. Причем, что важно, изнутри - доктор Фауст, как мне показалось, в высшей степени целомудрен. Первый контакт героев во время похорон - невиданная по напряженности любовная сцена. Они соприкоснулись тыльными сторонами кистей рук. Невероятно.

Я читала уже много трактовок фильма Сокурова и с эти чертом, как его, Каутским, не согласна. Фауст хороший мужик, Маргариту специально не губит и вааще обаятельный. Надо писать подробно. Но Юрий Кара с его Мастером и Маргаритой, равно как Гамлетом, на мой вкус, круче и богаче.

Могу доказать. Это не умаляет мою любовь к Сокурову, мой восторг перед ним. Мы стали свидетелями очередного Чуда Господнего. Естественно, после такого никто не остается прежним.
29.02.12
]]>Анна]]>
Мы все обаятельные и целомудренные, практически никого и никогда не соблазняем, а только соблазняемся :)) невиданная по напряженности любовная сцена (соприкосновение тыльной стороны кистей рук) только подчеркивает, что герою сложно найти полноценный контакт со своей душой (анимой) до тех пор, пока он не разберется со злом внутри себя.

Спасибо, что рассказали об оптических ухищрениях, мои глаза их не улавливали, так как я плохо разбираюсь в технических деталях. Кроме красивейших картинок, я для себя не нашла глубоких откровений. Когда-то Сокурова протежировал Тарковский. Для меня фильмы Тарковского по смыслу глубже и по символизму богаче, несмотря на более скромную бюджетность.

Это все я зря говорю! Неверно сравнивать режиссеров и их картины, каждый работает в своей манере и в своем стиле. Зритель же только может либо восхищаться работой или остаться неравнодушным, либо пройти мимо.

После просмотра "Фауста" Сокурова, завершившего тетралогию, первые три фильма из которой я не смотрела и, скорее всего, не буду смотреть. А вот его ранние работы мне захотелось увидеть, а именно "Одинокий голос человека".
01.03.12
]]>Анна]]>
Таня Фетисова,
не стоит забывать, что Сокуров по образованию историк, мыслит масштабами эпох, интересуется законами власти и неплохо разбирается в политике, а как режиссер еще это и демонстрирует.

Удачи!
10.05.12
Дмитрий
Игры с фокусом и изображением ясны и если будите внимательны,то заметите,что происходит это каждый раз как только герой-Фауст просто прикасается к дьяволу или так или иначе входит с ним в контакт.Это объяснимо ведь при соприкосновении со злом в человеке тут же сдвигаются понятия об истине и красоте(вспомните сцену где дьявол голый купается в ваннах)вместо того чтобы испытать отвращение Фауст проявляет жгучий интерес.Рамки понятий добра и зла в нём уже сместились из за сношением с абсолютным злом-сатаной.Вывод прост-со злом не надо собеседничать,со злом надо бороться,тем более если оно в тебе самом.Фаус этого не сделал и стал игрушкой в руке этого урода.От неизбежной гибели его спасло лишь то,что был он не совершенно идиот желающих одних лишь чувственных эмоций.
17.09.12
]]>Анна]]>
Один философ и влиятельный проповедник как-то сказал, что человек рождается между мочой и калом. Трудно в таких условиях не измазаться.
В фильме именно само зло за руку тянет героя в направлении к источнику, только не доводит до него по причине своей неосознанности, если герой нацелен двигаться дальше, то должен решить, ставить ли ему точку в своих отношениях со злом.
А в целом по жизни, я бы не делила на добро и зло, а различала бы естественное и противоестественное.

 [1-5] 

Оставить отзыв

Теги для выделения текста: [b]Жирный[/b], [i]Наклонный[/i], [u]Подчеркнутый[/u]

Имя *:
Почта *:
Сайт:
Комментарий *:
Cообщения содержащие ссылки блокируются.
Последние комментарии
Путешествие на Валаам в ноябрьские праздники (часть первая)Роман, "далёкий" 2010-й )))
Путешествие на Валаам в ноябрьские праздники (часть первая)Интересно очень! А, какой год был? Надо указывать.
О культе или о бунте письменного слова?Многие годы спустя приходят с опытом. На стихотворение Маяковского "Надоело",...
Письмо обыкновенной немолодой женщины к женщине с комплексом СверхбабаЗамечательная статья, браво!
Миф о мозге Эйнштейна от Ролана Бартаэмигрировал, и он эмигрировал, сплетничают, что в Швецию
Rambler's Top100
RSS новости Bumerango.ru